Заявленные Турчаком огромные потери Евросоюза от санкций к России в Европе понимают и постепенно продавливают снятие этого режима.Озвучил эксперт Центра Германских исследований института Европы РАН Александр Камкин
Вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак на международной конференции «Перспективы и возможности укрепления безопасности и сотрудничества в Европе» объявил: потери Европейского союза от антироссийских санкций в пять раз выше, чем у России.
По его словам, без санкций сегодня товарооборот вполне мог бы достичь полутриллиона евро. То есть не просто выйти на докризисные показатели, а значительно их превысить. Это сопоставимо с товарооборотом между Евросоюзом и США и между Евросоюзом и Китаем.«Точно по цифрам сориентироваться достаточно сложно с учетом того, что подсчеты очень сложны, — отмечает специалист. — Однако если учесть упущенные возможности, а также многочисленные проекты, которые из-за санкций были заморожены или отменены, вполне можно приблизить объемы потерь к заявленному Турчаков уровню. Поэтому действительно потери с обеих сторон довольно значительны, но Европа потеряла куда больше – и не только в финансовом плане.
Гораздо значительнее здесь репутационные потери, они основаны на том, что свято место пусто не бывает. Ведь когда одна сторона выходит из бизнеса, ее постараются заменить менее щепетильные к санкциям и другим ограничениям конкуренты. Что и произошло после ухода европейцев из России – большинство контактов просто перенастроены на других партнеров. И вернуться в Россию европейским компаниям будет очень непросто – их ниша уже занята, вытеснить новых российских партнеров будет проблематично».
Лобби бизнеса
Турчак отметил, что, несмотря на введенные против России торгово-экономические и административные ограничения, Евросоюз остается одним из основных торговых партнеров РФ. По итогам 2018 года общий товарооборот составил около 300 миллиардов евро. «Этот рост носит, в основном, восстановительный характер. До показателей докризисного 2013 года еще далеко, спад объемов по-прежнему составляет более 100 миллиардов евро в ежегодном исчислении», — добавил российский сенатор.
В 2014 году Евросоюз принял решение ввести санкции к России из-за воссоединения Крыма и войны на юго-востоке Украины. Первым этапом стали принятые в тот же день решения об отмене июньского саммита Россия-ЕС, приостановке переговоров о безвизовом режиме и о новом базовом соглашении. После этого ЕС начал вводить персональные санкции против российских чиновников и бизнесменов. Россия в ответ запретила ввоз продуктов питания из Европы, что ударила по сотням компаний в ЕС.
«С самых первых дней потерь бизнес Европы серьезно давит на власти в ЕС, чтобы те пересмотрели свое решение. Наиболее активны эти процессы в государствах, которые до 2014 года поддерживали высокий товарооборот с РФ. Наиболее наглядно это заметно в Германии, где бизнес создал группы лобби или задействует целые структуры для продавливания своей точки зрения. Это, к примеру, Восточный комитет германской экономики, но далеко не только он. И эта работа довольно серьезная, на грани противостояния.
Звучат предложения и призывы пересмотреть диалог с Россией и отменить рестрикции, но пока серьезных результатов это не давало. В первую очередь это обусловлено бюрократическими процедурами Евросоюза – согласно законодательству, решение о снятии санкций принимается коллективно, и инициативы одного только немецкого бизнеса для этого недостаточно. Впрочем, четко прослеживаются тенденции, которые можно охарактеризовать как «вода камень точит», — подчеркивает эксперт.
Единым фронтом
Третий этап санкций Евросоюза к России был введен 31 июля 2014 года и представлял собой секторальные ограничения. Они вступили в силу уже 1 августа и включали эмбарго на поставки вооружений в Россию, вывоз из РФ оружия и «связанных с ним материалов», запрет на ввоз «товаров и технологий двойного назначения», а также предоставление инновационных технологий для нефтедобывающей промышленности. Срок их действия — 12 месяцев с возможностью пересмотра через три месяца.
В сентябре 2014-го был введен запрет на долговое финансирование трех топливно-энергетических компаний («Роснефть», «Транснефть», «Газпром нефть») и трех крупнейших оборонных концернов («Уралвагонзавод», «Оборонпром» и Объединенная авиастроительная корпорация), введены ограничения на торги их облигациями, имеющими срок обращения свыше 30 дней, и на участие в выпуске таких ценных бумаг. Все виды санкций Евросоюз регулярно продлевает, Россия зеркально поступает с импортными ограничениями.
«Мы видим, что бизнес Италии, Польши, Греции, Франции и ряда других стран ЕС все настойчивее заявляют, что санкции к России бессмысленны и их нужно снимать. Эти голоса поддерживаются и политиками разного уровня в Евросоюзе – как правыми, так и левыми силами. Более того, на этой неделе председатель отделения Христианско-демократического союза Германии (ХДС) в федеральной земле Тюрингия Майк Моринг выступил за постепенное снятие санкций с России. ХДС – это партия канцлера Ангелы Меркель.
Это можно расценивать двояко. С одной стороны – как определенный голос оппозиции Меркель, призывающий изменить политику Германии. Но имеет право на существование и версия, что происходящее является попытками самой канцлера забросить «пробный шар» – прощупать, как на такие идеи отзовутся в Брюсселе и Вашингтоне. Лично канцлер не может позволить себе транслировать такие идеи, а вот чужими устами вполне допустимо.
Если это так, за этим «шаром» последуют другие А дальше возможны и конкретные действия по изменению ситуации в диалоге с Россией и санкциями к ней. Тем более, что тема Украины и все, что с ней связано, Европе уже изрядно надоели», — заключает Александр Камкин.
Максим Бут, Экономика сегодня
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки
Свежие комментарии