Политолог Александр Ведруссов — о том, как американская киноиндустрия формирует образ русского врага
На экранах американского телевидения сейчас полным ходом разворачивается захватывающая многосерийная история о всепроникающем российском вмешательстве. На новостном фронте аудитории одну за другой скармливают байки про «коварных русских», которые пролезли буквально во все сферы общественно-политической жизни США.
Этот посыл содержится везде — от заявлений президента страны до распространяемых простыми гражданами сообщений в соцсетях — русский след ищут и находят повсюду.Еще более важные сражения информационной войны проходят на фронте масскульта: за последние годы американская киноиндустрия выдала на-гора рекордные объемы русофобской продукции, нацеленной на неискушенного массового зрителя, который не смотрит классические новости, считая их слишком «заумными». Именно для такой массовой аудитории произведены буквально тонны самых разных сериалов и фильмов, в которых системно и, надо признать, весьма профессионально отрабатывается американская внешнеполитическая повестка.
Как закономерное следствие — даже самые отрицательные американские политические персонажи выглядят буквально «светочами демократии» на фоне русских. От «Карточного домика» до «Родины» — практически во всех массовых киношедеврах последнего времени нам отводится роль некоего всепроникающего и готового на любые ухищрения зла. Сюжетные линии неуклонно ведут зрителя к тому, что глава американского государства может бесконечно интриговать, лгать, заниматься служебным подлогом и даже — вдумайтесь — убивать вышедших из-под контроля журналистов и политиков, но всё равно будет выглядеть почти положительным героем по сравнению с ужасными русскими.
В эти дни на американском телевидении продолжается показ сериала «Родина», посвященного работе ЦРУ. По сюжету американская разведка противостоит попыткам российских спецслужб подорвать доверие граждан США к вновь избранной женщине-президенту: сценарий явно писался под победу Хиллари Клинтон.
Основной посыл сериала довольно прост: цель России — общая дестабилизация и отход от демократических принципов США, а не содействие избранию какого-то конкретного кандидата на главный пост страны. В картине российские спецслужбы активно продвигают через серию «липовых новостей» в социальных сетях противоположные точки зрения, стравливая американских граждан друг с другом.
Самое примечательное в сериале то, как реальные факты весьма причудливо переплетаются с «психологически достоверным» для американской аудитории вымыслом. Например, по сюжету российский агент вбрасывает в Сеть фото застреленного американскими силовиками подростка, которого якобы оставили умирать на больничной койке без оказания какой бы то ни было помощи. Семья подростка, поверив такому инфовбросу, убивает в отместку сотрудника спецслужб, тем самым спровоцировав массовую бойню в тихом провинциальном городке (аналогия с событиями в Фергюсоне видна невооруженным глазом).
По сценарию причастность русских к провокации «доказывается» на основе аналогии с печально известной историей с «распятым мальчиком» в Славянске. Она действительно была показана в июле 2014 года на российском «Первом канале», впоследствии оказалась недостоверной и была опровергнута в последующих выпусках новостей. Однако по сюжету сериала «Родина» эта «липа» якобы спровоцировала всплеск «антиукраинских настроений» в России, которого оказалось достаточно для оправдания «российского вторжения на Украину».
В английском языке такой прием называется lie sandwich: порция реальной информации, обложенная с обеих сторон недостоверными сведениями. Американская классика.
В иных условиях такие замысловатые авторские решения можно было бы списать на свободу творчества и желание создавать актуальный кинопродукт, что называется, на злобу дня. Предположить, что американские киноделы превращают русских в «исчадие зла» по зову сердца и законам кинематографического жанра. Однако факты свидетельствуют о другом: в вышедшем в свет этой весной документальном фильме «Секретное задание Голливуда» приводится множество конкретных примеров участия ЦРУ, ФБР и Пентагона в систематическом «формировании художественного вкуса» американской аудитории. В киноленте, снятой Шоном Стоуном — сыном всемирно известного режиссера Оливера Стоуна, — повествуется о сотнях голливудских фильмов, произведенных при активном участии спецслужб. Если даже совершенно безобидному телешоу «Битва пирожных» (Cake Wars) не удалось избежать цензуры, то какова вероятность того, что знаковые политические сериалы нашего времени являются всего лишь рафинированным продуктом американской творческой мысли?
В конечном итоге американская придуманная «кинореальность» весьма удачно дополняет не более правдивую «реальность» новостную. Если в течение нескольких лет «из каждого утюга» доносится про российское вмешательство, то через какое-то время почти не останется тех, кто усомнится в его реальности.
Добавьте к общей картине уже начавшееся в США отключение от вещания российских информационных ресурсов, и вы получите картину липового идеологического разнообразия, в котором при сохранении существующих тенденций будет полностью невозможно выражение по-настоящему альтернативной точки зрения. А значит, на русских можно будет и дальше спокойно «вешать всех собак», безапелляционно обвиняя нас в любых проблемах американского «града на холме» …
Александр Ведруссов, газета «Известия»
Свежие комментарии