Украинская компания оформила условия, на которых она хочет транзит
Итак, «Нафтогаз»:
1) допускает заключение договора на один год, но условия должны соответствовать европейским правилам;
2) хочет $3 млрд по решению арбитража в виде поставок газа на эту сумму;
3) хочет переговоры в трёхстороннем формате (+ Еврокомиссия).
Рассмотрим эти предложения
Исходная точка переговоров — «Газпром» может подписать контракт только на своих условиях, компания пройдёт зимний сезон и при отсутствии транзита через Украинскую территорию, и в случае теоретической заминки с реализацией проекта второго Северного потока. А для Украины нет хорошего условия, поэтому она идёт ва-банк.
Подозрительно только то, что на этот раз не наблюдается экспрессии у нафтогазовцев. Очень подозрительно! Хотя где-то это и понятно. В случае прекращения транзита через Украину в Европе сразу образуется дефицит голубого топлива, поэтому закупать его «по реверсу» «Нафтогаз» уже не сможет. Даже если Киеву удастся найти лишний газ в ЕС, он будет очень дорогим.
Первый пункт объявленных условий в виде короткого годового контракта «Газпром» устраивает.
Европейские правила? Видимо, «Нафтогаз» под «европейскими правилами» подразумевает, что должен быть подписан контракт на транзит с 1 января 2020 года с европейскими компаниями, которые станут покупать российский газ на российско-украинской границе. Но украинская компания не в тех условиях, чтобы ставить условия (простите за тавтологию).
Дело в том, что, подписав в 2014 году «Соглашение об ассоциации» с Евросоюзом, Украина и так обязалась к 2020 году перейти на европейские энергетические нормы, подразумевающие, в частности, распределение мощностей на прокачку газа через аукционы.
То есть, с 1 января Киеву придется регулярно выставлять свои транзитные мощности на аукционы, и «Газпром» сможет выкупать их в нужных объемах на условиях открытых торгов, и транзитер не может отказать в такой прокачке. И Россия сможет самостоятельно хоть каждый месяц решать, прокачивать что через Украину или нет и, если да, то в каких объёмах.
Для этого всего никакие переговоры с «Нафтогазом» не нужны, поскольку аукционы регулируются четкими европейскими правилами с прозрачной процедурой формирования тарифов на транзит. Европейские правила подразумевают, что «Нафтогаз» должен остаться в стороне от этого вопроса и вообще его не касаться. Компания-поставщик должна подписывать договор о транзите уже с другой компанией — независимым оператором. Понятно, что это хороший вариант для «Газпрома».
Пункт второй — «хотелки» украинской компании в виде $3 млрд.
Пока будет идти апелляция, никто эти «предложения» украинской стороны точно рассматривать не станет. А апелляционная процедура длительна. И учитывая, что Стокгольмский арбитраж принял крайне ангажировано-политизированное и некорректное юридическое решение, самостоятельно дописывая несуществующие пункты в договор между сторонами, велика вероятность, что решение будет пересмотрено. Поэтому сперва надо дождаться окончательного решения.
Пункт третий — добавить Еврокомиссию в переговоры как третью сторону.
С кем-то за компанию Украине будет не страшно на переговорах? Пусть так, если представителям «Нафтогаза» будет от этого легче.
В качестве заключения отмечу, что очередная трехсторонняя техническая встреча по вопросу транзита газа через Украину запланирована на пятницу, 29 ноября, а следующая ближайшая дата, когда стороны смогут встретиться и обсудить газовый вопрос — это переговоры в рамках Нормандской встречи, которая пройдёт 9 декабря в Париже. Будет интересно.
Знаю, один из руководителей «Нафтогаза» Юрий Витренко был против включения газового вопроса в повестку встречи лидеров Нормандского формата, но Владимир Зеленский настроен обсуждать пакет вопросов по газу в Париже.
Андрей Червонец, ИА Аналитическая служба Донбасса
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки
Свежие комментарии