Как «Нафтогаз» продает трубу. Но не всю. И не продает, а так, понадкусывает…
О степени достоверности пришедший из Украины новости на данный момент судить сложно. Все имеющиеся источники ссылаются на «Украинские новости», которые об этом рассказали якобы «по своим источникам». Так что в действительности все может легко оказаться безосновательным слухом.
Однако местная пресса ее обсуждает в полный рост, а официальные органы не только не опровергают, но даже вообще никак не комментируют, что наводит на определенные мысли.Речь идет о письме «Нафтагаза Украины» на имя премьер-министра Владимира Гройсмана, содержащем план, так сказать, спасения газотранспортной системы страны после 2019 года, когда истечет нынешний контракт с «Газпромом».
На данный момент ее судьба буквально висит в воздухе. Лидеры ведущих стран Европы на каждой международной встрече с Россией перед камерами подчеркивают свою озабоченность необходимостью транзит через Украину сохранить. Что наш президент, что глава «Газпрома», обычно согласно кивают головой – непременно. Сохраним. Что-то там останется исходя из реальных текущих потребностей. Но вот что и сколько, никто – ни мы, ни Европа – уточнять не стремится.
Киевские власти такое положение дел сильно тревожит, так как расчеты дают слишком обширный разброс цифр, от 10 до 40 млрд куб м в год. Мало того, что разница на пол порядка, важнее другое. Для выхода на самоокупаемость необходимо не менее 85 млрд куб м в год. А их нет и не будет. После ввода в строй второй ветки «Северного потока» надобность в маршруте через Украину отпадет полностью, а без нее теряется смысл в самой «украинской трубе».
В лучшем случае ее можно «распилить на металл» и на его продаже выручить порядка 25 млрд. долл. Впрочем, эксперты полагают цифру завышенной примерно на порядок. Но в любом случае эти деньги получится взять всего один раз, тогда как в работающем режиме «труба» генерирует 2,5-2,7 млрд долларов прибыли ежегодно. Вот ее-то Киев и пытается сохранить, а НАК придумал как.
Национальная акционерная компания выдвинула предложение ГТС страны продать. Но хитро. Во-первых, не всю, а только 49%, тем самым оставив контрольный пакет себе, а значит полностью сохранив и весь управленческий контроль как над самой системой, так и над создаваемым ею денежным потоком. Во-вторых, покупателя найти только среди «квалифицированных международных партнеров». Учитывая, что «Газпром» таковым даже не рассматривается, «западность» потенциального покупателя указывается однозначно. В-третьих, всю ГТСУ НАК оценил в 14 млрд долларов, что даже со скидкой, два года назад аналогичная идея озвучивалась цифрой в 60 млрд. То есть 49% достанутся покупателю всего за 7 млрд. «американских рублей».
Ну, и самое интересно, в-четвертых. Об этом прямо не говорится, но такое логично вытекает из трех выше озвученных условий. Технически украинская «труба» находится в сильно изношенном состоянии. Денег на ее модернизацию у Киева нет. Следовательно, если инвестор желает получить от вложения прибыль, он их должен будет как-то найти. Сам. Все перечисленное, по мнению авторов идеи, должно обеспечить гарантию сохранения транзитных доходов на текущем уровне.
В переводе на русский, там предполагают, что этот самый иностранный инвестор через свои связи и свое влияние на руководство Евросоюза, нажмет на лидеров входящих в него стран, чтобы те нашли способ заставить Путина через «СП-2» газ не качать совсем. Потому как если вторая ветка таки будет в эксплуатацию запущена, то совокупная пропускная способность «Северного потока» надобность в ГТСУ исключает совсем. Разве что как очень сильно запасной вариант для чего-то дополнительного и очень экстренного на случай, как в том году, экстремально сильных морозов в Европе. Впрочем, даже тогда проще будет сделать пару-тройку лишних рейсов газовозом к СПГ-заводу НОВАТЭК на Ямале.
Как все перечисленное сочетается с постоянно подчеркиваемым в Киеве состоянием войны с Россией – спрашивать бесполезно. Ни в какую формальную логику такое не укладывается.
Однако они сами в эту сказку, похоже, верят – «майдан» головного мозга сильная все-таки штука, почище «Фауста» Гете. А утечка допущена с целью вброса своего рода пробного камня для информирования «всех заинтересованных лиц» и проверки возможной реакции со стороны «агрессора». Ее полное отсутствие даже в самой третьеразрядной прессе убедительно свидетельствует, что тут не то, что опасаться, тут, в принципе, не о чем даже говорить. Разговоры про «сохранение» являются не более чем принятой ритуальной риторикой. Это как воспитанные люди при встрече здороваются. А в Европе сейчас принято дружно показать журналистам озабоченность, чтобы потом спокойно в тишине кабинетов контрактовать объемы, идущие по дну Балтийского моря.
Но в Киеве продолжают упрямо мечтать, что найдется таки инвестор. Что он все сделает, даст денег, заставит, принудит, починит, покрасит, и доходы от транзита, как и прежде, будут стабильно капать дальше только Украине. Дело лишь за малым, убедить правительство Украины соответствующий закон принять. И сразу наступит счастье.
Свежие комментарии