Как уже сообщало ранее наше агентство, Петр Порошенко внёс предложение о продлении «особого статуса» Донбасса на год. На официальном сайте Верховной Рады Украины зарегистрированы два законопроекта, призванные урегулировать правовые коллизии, связанные с войной на Донбассе — а заодно дающие президенту полный контроль над всеми военными силами в зоне конфликта.
Первый законопроект (№7163) «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» признаёт часть территории Украины оккупированной Российской Федерацией. Границы таких территорий определяются Минобороны Украины.
В законопроекте говорится, что Украина будет и в дальнейшем соблюдать Минские соглашения — но не полностью, а лишь в части положений о безопасности (прекращение огня, отвод войск и т.п.). О других составляющих этих соглашений, в частности, снятии транспортной блокады, проведении местных выборов и внесении изменений в Конституцию Украины по обеспечению особого статуса территорий непризнанных ДНР и ЛНР, в законопроекте не упоминается.
Одним из важнейших положений документа является ст. 8, которая разрешает использование вооружённых сил Украины и других формирований на Донбассе. Дело в том, что украинское законодательство не разрешает использовать армию внутри страны, так что применение Вооружённых сил в ходе войны на Донбассе до сих пор было весьма спорным с правовой точки зрения. Теперь же эту правовую коллизию предлагается урегулировать: вместо термина «антитеррористическая операция» вводится термин «сдерживание и отражение Российской агрессии», для чего позволяется использование вооружённых сил.
Ещё одним важным положением документа является подчинение всех военных сил в зоне боевых действий Объединённому штабу Вооружённых сил Украины. Эта норма фактически переводит все виды вооружённых формирований правительственных войск под контроль Министерства обороны, которое, в свою очередь, подчиняется президенту Порошенко. Тем самым ликвидируется относительная автономия подразделений нацгвардии, погранвойск и других формирований, которые до сих пор подчинялись министру МВД Арсену Авакову.
Кроме того, законопроект предоставляет президенту право останавливать полномочия городских и сельских голов, распускать областные, районные, городские и сельские советы. Делать это можно в случае введения на территории той или иной административно–территориальной единицы военного положения. Кроме того, предусмотрено, что в случае приостановления полномочий соответствующих органов «в соответствии с законом», на подведомственной им территории создаются военно–гражданские администрации.
Второй законопроект «О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» заключается в одном–единственном: продлении ещё на год действия закона »Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Этот закон был принят в 2014 году после поражения правительственных войск на Донбассе в рамках Минских договорённостей. Срок действия закона был установлен в три года, которые истекают в этом году, и продление срока его действия ещё на год, видимо, призвано показать, что Украина соблюдает Минские соглашения. Впрочем, если учесть, что Верховная Рада в 2015 году привязала реализацию норм этого закона с проведением местных выборов на Донбассе, которые Украина успешно блокирует, решение о продлении срока действия закона является чисто формальным актом, который не будет иметь никаких практических последствий.
Свежие комментарии