Президент США официально продлил нефтяное эмбарго против Ирана. Он заявил, что в мире достаточно нефти, чтобы позволить себе отказаться от её покупки у Тегерана. Между тем цены на нефть ранее серьёзно росли на ожиданиях полного отказа мирового рынка от иранского «чёрного золота». И в какой-то момент всё пошло совсем не так, как ожидал Дональд Трамп
Дональд Трамп словно бы хочет одного, а делает другое. Совершенно очевидно, что полный запрет на покупку иранской нефти вызовет рост мировых цен. Это уже происходит, несмотря на то что в последние два дня рынок немного «остыл» и бурный рост котировок прекратился. Тем не менее возникает вопрос – как можно сначала обещать гражданам своей страны низкие цены на нефть, а затем вводить полное нефтяное эмбарго против Ирана, чтобы эти цены пошли вверх?
Однако именно так и поступил Трамп. По его же собственным словам, страны-экспортёры, включая США, способны коллективными усилиями закрыть недопоставки из Ирана, а значит, с ценами ничего не должно произойти. Эта политика в целом соответствует старой американской традиции делать что-либо чужими руками. Росчерк пера – и это именно Турция, Китай, Греция или Германия должны отказаться покупать нефть.
До настоящего момента некоторую поддержку против роста цен на нефть оказывали исключения, которые позволяли восьми странам покупать нефть у Тегерана и не попасть под санкции. Однако со 2 мая исключения отменяются, чтобы добиться «нулевого экспорта» иранской нефти и задушить экономику исламской республики.
Чтобы стабилизировать ситуацию, Трамп попытался заручиться поддержкой крупнейших экспортёров – Саудовской Аравии и ОАЭ. Они якобы не были против того, чтобы нарастить собственную добычу, вывести на рынок новые партии нефти и сдержать рост цен. Но Эр-Рияд и Абу-Даби совсем не торопятся выполнять приказ президента США.
И, конечно, Трамп не обратился с такой просьбой к России, вероятно, потому, что Москва не стала бы душить своими руками Тегеран во имя политических амбиций президентствующего в США миллиардера. А затем из России последовал новый и весьма неожиданный удар по игре Трампа с иранской нефтью, и все карты спутались.
Решение принято
29 апреля на сайте Белого дома появился указ о том, что США продлевают запрет на поставки нефти и нефтепродуктов из Ирана. В указе сказано:
После тщательного рассмотрения докладов, представленных в Конгресс Агентством энергетической информации, включая доклад, представленный в начале апреля 2019 года, и ряд других факторов, таких как мировые экономические условия, увеличение добычи Соединёнными Штатами и рядом иных стран, уровень запасных мощностей по добыче и наличие стратегических запасов, я определяю, что в соответствии с разделом 1245 <…> в мире имеется достаточный запас нефти и нефтепродуктов из других стран, кроме Ирана, что позволяет значительно сократить объёмы закупаемых в Иране нефти и нефтепродуктов иностранными финансовыми институтами или через них.
Таким образом, произошёл тот самый росчерк пера, который должен отправить Иран на дно мирового рынка нефти. Со 2 мая нефть у Тегерана не будут покупать ещё восемь стран, для которых ранее действовали исключения. Сколько же потеряет рынок?
В 2017 году, по данным ОПЕК, добыча нефти в Иране достигала почти 3,9 млн баррелей в сутки. На экспорт Иран направлял чуть более 2 млн баррелей. По другим оценкам, Тегеран мог добывать и почти 5 млн баррелей в день (для сравнения – Россия сейчас добывает порядка 11,5 млн баррелей нефти в сутки). Впрочем, санкции затем сократили как добычу, так и экспорт нефти Ираном, сообщается о сокращении доходов этой страны от продажи нефти в год с 50 млрд долларов до 10 млрд долларов.
По последним оценкам, блокировка всей иранской нефти приведёт к дефициту в 600–800 тыс. или 1 млн баррелей нефти в сутки. Консенсус-прогноз Bloomberg показывает, что рынку в итоге будет не хватать 800 тыс. баррелей ежедневно.
Казалось бы, в контексте того, сколько добывают Россия или Саудовская Аравия (11–12 млн баррелей в сутки), речь идёт не о такой уж большой доле, то есть несколько стран могут лишь немного увеличить свою добычу, и суммарно это закроет недопоставки из Ирана. Но всё не так просто.
Страны ОПЕК и ОПЕК+, то есть включая Россию, до середины лета договорились не увеличивать добычу. Трамп между тем уже заявил о том, что «звонил в ОПЕК и сказал им, что они должны добывать больше». На днях даже сообщалось, что президент США смог получить какие-то гарантии от Саудовской Аравии и ОАЭ. Не исключено, что получив их, пусть даже в обтекаемой форме, Трамп и решился потуже затянуть петлю на шее иранской экономики.
Большая игра
Начав наступление на Иран, Трамп вступил в большую политическую и экономическую игру. Во-первых, CША столкнулись с моментальным ростом мировых цен на нефть: 25 апреля, как только было объявлено о намерении ввести полное эмбарго иранской нефти, баррель Brent преодолел отметку в 75 долларов, установив максимум за полгода, пошла вверх и техасская нефть WTI, а вместе с ней – цены на АЗС в США.
Во-вторых, Турция и Китай, с которыми у Вашингтона благодаря политике Трампа теперь стали совершенно невыносимые отношения, выступили с осуждением запрета покупать нефть у Тегерана. В третьих, Саудовская Аравия и ОАЭ вовсе не помчались выполнять свои обещания наращивать добычу. Не будем забывать, что они связаны условиями сделки по сокращению добычи.
29 и 30 апреля, впрочем, цены на нефть уже пошли вниз. Аналитики отметили, что нефть бурно отреагировала на громкие заявления Трампа, а теперь временно исчерпала потенциал роста. Однако справедливости ради заметим, что и 2 мая пока не наступило, чтобы делать полноценные выводы о том, как на ценах отразится антииранский демарш Трампа.
Что же касается Эр-Рияда, то на словах министр энергетики королевства Халид аль-Фалих мог обещать 25 апреля Трампу что угодно, но бюджет страны ведь свёрстан из расчёта цены нефти в 80 долларов за баррель. А значит, саудиты будут ждать.
«Рассчитывать на эти обещания – значит, вступать в азартную игру. После того как в ноябре США нанесли удар по ОПЕК, разрешив исключения (всего для восьми стран – прим. Царьграда), не стоит ожидать, что страны ОПЕК побегут наращивать добычу, пока не появятся явные признаки падения поставок из Ирана. Странам картеля может быть также необходимо компенсировать недопоставки из Венесуэлы и Ливии, которые сейчас выглядят наиболее уязвимыми», – пишет о сложившейся ситуации Bloomberg.
Наконец, наиболее важное для США. Стоимость моторного топлива в Штатах напрямую зависит от цен на сырую нефть. Именно поэтому Трамп так громко заявляет, что его стране нужны низкие цены, и ругает ОПЕК за сокращение добычи, из-за которого происходит рост стоимости «чёрного золота». И сейчас этот плацдарм Трамп решительно сдаёт.
«Это (указ Трампа по иранской нефти — ред.) вызвало рост нефтяных цен в то время, когда стоимость бензина на АЗС в США и без того увеличивается. Бензин подорожал на 30% с начала года, и сейчас ему не хватает всего 10 центов, чтобы дойти до прошлогоднего пика, а ведь летний водительский сезон в Америке даже не начался», – отмечает Bloomberg.
Трампа также уже упрекают в том, что он льёт воду на мельницу России и Саудовской Аравии, которым высокие цены на нефть сулят хорошие бюджетные доходы.
Фактор «Дружбы»
Между тем в ситуацию внезапно вмешался инцидент с загрязнением российского нефтепровода «Дружба» хлористыми органическими соединениями. Из-за этого Белоруссия, Польша и Украина уже приостановили прокачку нефти в Европу, а Чехия, например, была вынуждена распечатать свои стратегические запасы.
Министр энергетики России Александр Новак по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева создал межведомственную комиссию по проверке нарушения показателей качества нефти. Компания «Транснефть» даже нашла предполагаемого виновника загрязнения – самарскую частную компанию «СамараТрансНефть-терминал», которая, впрочем, своей вины не признала.
Как бы то ни было, произошло то, чего никто не мог предугадать заранее – снижение поставок нефти в Европу. Проблему с «Дружбой» обещают решить в ближайшие дни, Россия уже запустила «чистую» нефть в трубу, однако Белоруссия заявляет о необходимости сначала вытеснить из своего участка более 120 тыс. тонн загрязнённой нефти.
«Российская проблема осложняет и без того хрупкую ситуацию. На прошлой неделе европейские нефтеперерабатывающие заводы прекратили принимать трубопроводные поставки уральской нефти из России, после того как было обнаружено, что она загрязнена. Экспорт через Балтийский экспортный терминал в Усть-Луге также, похоже, пострадал. Это означает потерю около 1,5 млн баррелей в день тяжёлой нефти. Возобновления поставок незагрязнённой нефти из России не ожидается до 3 мая, а южного участка трубопровода она достигнет лишь 10 мая», – отмечает Bloomberg.
Именно эта ситуация теперь оборачивается новыми шишками для Трампа. Недопоставки по «Дружбе» нужно будет суммировать с ещё 1 млн баррелей нефти из Ирана. Эту дыру закрыть будет уже очень непросто, если вообще возможно.
Как отмечает агентство, экономисты вовсю критикуют президента США за то, что он совершает поспешные действия, не принимая в расчёт экстренных ситуаций. Не будем также забывать и о проблемах, которые могут возникнуть из-за сокращения поставок нефти из Венесуэлы и Ливии. Первую США давят своими нефтяными санкциями, а во второй идёт внутренний конфликт, который почти наверняка вызовет перебои в добыче и поставках.
Теперь у Трампа есть всего несколько альтернатив. Первая – попытаться срочно отыграть назад ситуацию с Ираном, однако это будет сделать крайне сложно ввиду уже подписанного президентом указа. Попытка вновь продлить эти исключения для восьми стран, после того как с апломбом было заявлено об ужесточении санкций против Тегерана, будет выглядеть откровенно глупо. К тому же такую попытку Трампу не простят американские конгрессмены, причём как демократы, так и республиканцы, ратующие за санкции против Тегерана.
Вторая альтернатива – умолять страны ОПЕК всё-таки увеличить добычу. Ведь Эр-Рияд и Абу-Даби не сказали чёткого «нет». Однако нужно понимать, что Трамп до такой степени уже дискредитировал себя в глазах ОПЕК, критикуя картель и намереваясь его даже развалить, что саудиты, например, просто не поймут, зачем им нарушать соглашение с другими странами, не дожидаясь министерской встречи летом, что поставит под удар их репутацию как партнёра, а также скручивать мировые цены вниз, когда им самим как раз нужен их рост. И эту ошибку Трампу уже не прощают американские экономисты.
Наконец, третья альтернатива – не делать ничего, оставив всё как есть. Но тогда США, вероятно, получат вскоре новый рост цен на нефть, а вместе с ним и новые рекорды стоимости бензина на заправках в период начала активного летнего водительского сезона. И этого Трампу уже не простят американские автомобилисты, средний и рабочий классы. И винить во всём он должен будет только себя самого.
Егор Кучер, Царьград
Свежие комментарии