Гуо Венгуй — миллиардер, который считается одним из самых разыскиваемых властями Китая преступников. Даже по меркам КНР его бизнес-стиль выглядел слишком варварским, слишком тоталитарным, слишком коррупционным, а в Поднебесной борьба с коррупцией объявлена главным национальным приоритетом.
За период крупномасштабной кампании по борьбе с взяточничество наказали более 1,5 миллиона только членов компартии.
За 2018 год комиссия по дисциплине КПК наказала более 36 тысяч чиновников за расточительство. Недавно в КНР решением народного суда города Далянь пожизненному лишению свободы приговорен бывший заместитель главы Министерства государственной безопасности Китая Ма Цзян. Он осужден за получение 100 млн юаней взяток, продажу инсайдерской информации и лоббирование с использованием служебного положения интересов миллиардера Гуо Венгуя. Китайский суд оштрафовал компанию Beijing Zenith Holdings Co на 60 млрд юаней ($8,7 млрд) за вовлечение инвесторов в 2008-2014 годах в незаконные сделки, которые позволили владельцу компании, миллиардеру Го Венгую, получить контроль над брокерской компанией Minzu Securities. Кроме того, два сотрудника Beijing Zenith были признаны виновными в незаконном обогащении на два миллиарда юаней, сообщает агентство Bloomberg.Что делает преступник, который входил в самые верхние этажи элиты авторитарной страны, а потом переселился в демократическую? Рецепт прост: он выдает себя за борца за свободу, против авторитарной власти. Так делал и Березовский, который на некоторое время превратился для западного истеблишмента в «отца русской демократии». Так делал Мухтар Аблязов — в прошлом главный банкир Казахстана, который и казахскими властями разыскивается как главный мошенник, в России обвиняется в хищении 5 млрд долларов, а на Украине — 400 млн долларов США.
Получается ли у беглого преступника стать главным светочем демократии или нет — это зависит не только от тяжести преступлений, но и от отношения властей западных стран к режиму, который он обвиняет. И от суммы, которую беглый магнат готов перечислить правозащитным организациям, которые будут бороться за его освобождение.
Зависит это и от ещё одного критерия: готов ли беглый хозяин жизни освободиться от некоторых экзотических привычек. В том числе, в отношении собственной прислуги. А особенно, в отношении женщин.
Березовский, например, постоянно попадал в судебные разбирательства и светские хроники, поскольку даже в Лондоне не мог отказаться от олигархических привычек. То на него подавал в суд его шофер, то выяснялось, что с территории России, Украины и Белоруссии к нему прилетают отобранные красавицы, среди которых были и несовершеннолетние.
Израильские правоохранительные органы много раз портили репутации олигархов, которые хотели позиционировать себя в качестве «борцов с преступным режимом» именно на таких вещах. И портили не только в Израиле, но и делились информацией с коллегами в разных странах. За что подвергались критике «правозащитников», получавших за свою борьбу от оскандалившихся олигархов солидные гранты. С одной стороны, западный мир требует от “тигров” азиатских экономик бороться со своими зарвавшимися олигархами, которые не только совершают преступления на родной территории, но и привносят свой “стиль жизни” на территорию США, с другой — как только власти решают приструнить очередного нувориша, который совсем уже “нюх потерял”, обиженный магнат объявляет себя “борцом с преступным режимом” и получает полную поддержку общественного мнения Запада
Гуо Венгуй официально обратился к властям Соединенных Штатов Америки с просьбой о предоставлении ему политического убежища. Его адвокат Томас Рагланд (Thomas Ragland) тут же заявил, что на период рассмотрения заявления его клиент находится под юридической защитой США. Коррупционеров в Китае делят на 3 группы:
1) «мухи» — мелкие взяточники,
2) «тигры» — вип-коррупционеры из партийного и государственного аппарата
3) «лисы» — олигархи, которые создают коррупционные сети, выводят капиталы за границу, а используют расхищенные народные средства «для политических манипуляций. “Гуо Венгуй” — это безусловно самая крупная “лиса”, сбежавшая из китайского огорода. Его обвиняют в построение государства в государстве, в коррумпировании не просто госучереждений, но и органов, которые должны были бороться с коррупцией.
Сейчас Гуо Венгуй регулярно записывает ролики на YouTube, в которых обвиняет в коррупции главу антикоррупционного комитета Вэнг Кишана, правую руку председателя Си. Правда самого председателя Си миллиардер Венгуй предусмотрительно никогда ни в чем не обвиняет.
И был бы Гуо Венгуй борцом с преступным китайским режимом, если бы не одно обстоятельство. Правосудия над ним требуют не только власти Китая, но и женщина Руи Ма, которая работала его секретаршей. Ей повезло, что её дело начал рассматривать Верховный суд Нью-Йорка до того, как до неё добрались. Судебное разбирательство началось 22 мая.
Когда Гуо Венгуй вывез с собой на работу Руи Ма, то первым делом у нее отняли паспорт, чтобы во время деловых поездок в качестве помощницы она знала своё место и не чувствовала себя свободным человеком. При любой попытке отстоять собственное достоинство, ей заявляли, что если она будет себя «плохо вести», то её отправят назад в Китай и будут пытать в тюрьме. Ей запрещено было звонить домой, её действия в Интернете отслеживались. После словесных оскорблений началось физическое насилие, часто в извращенных формах.
Изнасилования и избиения, унижения и откровенное рабство. Просьбы о пощаде — игнорировались. Ситуация ухудшалась. В конце концов, ей удалось сбежать, чтобы попросить правовую защиту. Сейчас американскому суду придется решать: кто является жертвой — Гуо Венгуй или его секретарша? Выходит движение #MeToo мешает беглым олигархам превращаться в “борцов за свободу”. Или “борцам за свободу” стоит для начала перестать быть рабовладельцами.
Илья Розенфельд, специально для News Front
Обязательно подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен
Свежие комментарии