Трехсотлетние договоренности отброшены. Цель действий, предпринятых Константинополем, — сломать хребет православию и сделать Украину навсегда враждебной России. Но решать это будут не церковные чиновники, а с Божьей помощью люди на земле — православные христиане украинских приходов
Вкратце напомним, о чем говорят решения завершившегося в четверг, 11 октября, Синода Константинопольского патриархата.
- Подтвердить уже принятое решение о том, что Вселенский патриархат приступает к предоставлению автокефалии Церкви Украины.
- Восстановить ставропигию Вселенского патриарха в Киеве.
- Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко и Макария Малетича об отмене анафемы, возложенной на них Русской православной церковью. Вышеупомянутые лица «канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью».
- Отменить юридическое обязательство Синодального письма 1686 года, которое предоставило право Московскому патриарху назначить митрополита Киевского.
- Обратиться ко всем участвующим сторонам с призывом избегать присвоения церквей, монастырей и других объектов, а также любого другого акта насилия и возмездия, «с тем чтобы мир и любовь Христа могли преобладать».
Таким образом, автокефалию не дали, поскольку пока некому. Именно для определения ее субъекта и снята анафема с раскольников, чтобы они там на Украине, включая Онуфрия, патриарха УПЦ Московского патриархата, между собой договорились. Но не факт, что томос в этом случае будет, потому что для этого и восстановлена ставропигия, то есть прямое подчинение Варфоломею конкретных храмов (а не территорий). Очевидно, что если украинские церковнослужители не договорятся, то все их активы, в том числе финансовые, де-факто отойдут к Варфоломею (де-юре уже как бы отошли).
Отменены «юридические обязательства» аж от 1686 года, полученные после воссоединения России и Украины, о которых Русский патриархат 32 года договаривался с Константинополем. Договор в одночасье оказался плохим, церковные чиновники Константинополя не потрудились даже опросить (хотя бы тайно) прихожан, то есть не провели «референдум». А это большое упущение, потому что в конечном счете выполнение принятых ими решений будет зависеть от людей на земле — православных христиан украинских приходов.
Попробуем порассуждать по-христиански. Что делать православным и их пастырям в такой непростой ситуации? Главное в учении Христа — это любовь. К нравственным законам иудаизма (договора с Богом о том, как надо себя вести, чтобы пользоваться Его поддержкой) Христос «добавил» любовь Бога к нам и ответное чувство. Как это применять вообще и в данном случае?
- Любовь предполагает единство. «Возлюбите врагов ваших», — сказал Христос. Задача неимоверно тяжелая. Нужно попытаться ощутить единство с теми, кто затеял пересмотр канонического общения 300-летней давности с совершенно понятными шкурными интересами. Перед глазами — растерзанные националистами тела в Донбассе и Одессе, их ненависть ко всему русскому и любовь к Бандере и Шухевечу, нацистским преступникам. Это можно попытаться сделать на ощущении того, что все мы «твари Божьи», которые хотят жить на планете Земля, а не умирать на ней. А также на принятии Божьей воли, что в каждом человеке и всяком его действии есть Божественное провидение, которого мы можем не понимать.
- Любовь предполагает сострадание, принесение жертвы, понимание того, что не бывает правды только на одной стороне. У славян, слово «люблю» звучало раньше как «жалею». Здесь проблем не должно быть, это в крови у православных — сострадать и каяться. Неслучайно мы молимся сейчас за Украину, за украинцев, просим Бога вразумить раскольников и Варфоломея. Собственно, и попытка договориться с ним (жертва) присутствовала, патриарх Кирилл лично нанес визит в Фанар, уговаривая от совершения опрометчивых поступков.
- Любовь предполагает чувство собственного достоинства. С этим у православных всегда было туго. Греховность — вот главный позыв православия. Мы все грешны, хотя бы первородным грехом, и не отмыться нам никогда. А вот Христос говорил: «Царствие Небесное внутри нас есть». Христова молитва начитается с призыва «Отче наш», то есть мы — часть Бога, мы идем к Нему, и в нашей душе у всех есть часть Божественного огня. Христос говорил также, что он пришел не отменить закон, а исполнить его. Значит, иудейские нравственные законы «око за око» и «зуб за зуб» не перестают действовать. Милосердие часто бывает с дубиной. Только надо понимать, что наказывать надо если не с сохранением чувства единства, то хотя бы с отсутствием ненависти.
В данной ситуации чувство собственного достоинства (если оно, конечно, обнаружится у пастырей Русской церкви и Украинской церкви, состоящих в каноническом общении) должно выражаться в разъяснении пастве того, что нарушает Варфоломей, зачем он это делает, и в применении к нему мер вразумления. Уже было предложение предать его анафеме. Это один из вариантов. Это может быть призыв к православным стойко защищать храмы от рейдерских захватов. Это могут быть иски украинских приходов в светские суды о признании неправомерными вмешательства украинского государства в дела Церкви, которая, по Конституции, отделена от него.
И если уже Варфоломей влез в большую политику и выполняет указания США, то надо попытаться привлечь к проблеме политиков в России.
Прошлогодний Крестный ход Украинской церкви Московского патриархата показал Порошенко и его хозяевам, что без устранения православной силы, перевода ее в свое подчинение не удастся построить националистическое государство, которое, по их идее, навсегда должно стать враждебным России. План начал осуществляться. Будем надеется, что с Божьей помощью у нас получится дать ему отпор.
Свежие комментарии