Вчера Владимир Путин заявил, что на сессии Исполнительного совета ОЗХО, которая пройдет в Гааге, в «деле Скрипалей» многое прояснится. Он выразился даже более оптимистично:
— Завтра мы созываем сессию исполкома [Путин оговорился, правильно — Исполсовета] международной Организации по запрещению химического оружия, для того чтобы разобрать эту ситуацию самым подробным образом.
Как минимум, мы поставили двадцать вопросов для обсуждения, и надеюсь, что в ходе этой дискуссии будет поставлена окончательная точка в том, что произошло.В принципе, я понимаю, на чем основан его оптимизм: американцы всегда были недовольны ОЗХО, потому что их влияние на Исполнительный совет весьма ограниченно. Примерно такое же, как наше или любой другой страны — члена ООН. США привыкли командовать международными структурами.
Довольно странно, что при создании Организации по запрещению химического оружия в 1997 году они упустили столь важный момент. Обычно не упускают.
Как сказано на сайте ОЗХО, Исполнительный совет состоит из 41 члена, которые избираются Конференцией сроком на два года. Каждая региональная группа представлена в Совете согласно подробной формуле, которая излагается в Конвенции следующим образом:
- Африка — 9 членов;
- Азия — 9 членов;
- Восточная Европа — 5 членов;
- Латинская Америка и Карибский бассейн — 7 членов;
- Западная Европа и другие государства — 10 членов
и одно дополнительное государство-участник, назначаемое на основе ротации от Азии или Латинской Америки и Карибского бассейна.
К сожалению, мне не удалось найти полный список государств — членов Исполсовета ОЗХО на сегодня, 4 апреля. Хотя, на мой взгляд, это довольно важно. Меня, например, интересует, является ли Россия членом Исполсовета. А Великобритания?
Как американцы давили на ОЗХО
В истории ОЗХО есть одна весьма неприятная страница, и связана она именно с США. Речь идет об отстранении от должности первого председателя Организации по запрещению химического оружия бразильца Жозе Бустани. Между прочим, к его отставке приложил руку небезызвестный Джон Болтон, о котором я рассказывал буквально позавчера.
Официальная версия, которую распространяло американское правительство среди членов ОЗХО, — «неэффективный менеджмент» и «конфронтационное поведение» председателя. Не знаю насчет неэффективного менеджмента, а вот «конфронтационное поведение» выразилось в том, что бразилец пытался договориться с Багдадом о присоединении к Конвенции о химическом разоружении и отправке инспекторов ОЗХО в Ирак перед вторжением. Совершенно понятно, что мир не входил в планы американских ястребов.
— И Ирак, и Ливия согласились присоединиться к соглашению, и инспекция могла состояться уже в ноябре 2002 года. Но американцы были в ярости, — рассказал Жозе Бустани Би-би-Си. — Если бы инспекторы ОЗХО были допущены в Ирак, они не нашли бы там химического оружия, и повод США для вторжения потерял бы силу. Американцы хотели вторгнуться в Ирак, и проведение инспекции противоречило их интересам.
В марте 2002 года Жозе Бустани был избран председателем ОЗХО на второй срок. А уже в апреле американцам удалось продавить его отстранение от должности: на специальной сессии Конференции государств-участников Конвенции ООН о запрещении химического оружия в ходе голосования за отстранение Бустани высказались 48 государств, 7 против, 43 воздержались, представители двух стран в голосовании не участвовали.
Мне всегда было любопытно как именно американцы давят на людей — глав государств, международных организаций, руководителей партий и членов правительств. По понятным причинам сведения о методах поступают редко. Жозе Бустани — один из немногих, кто испытал это давление на себе и публично рассказал о деталях.
— Болтон сыграл важную роль в моем отстранении от должности. Однажды он вошел в мой кабинет, чтобы потребовать моей отставки. В противном случае, по его словам, мне придется столкнуться с «последствиями». Он также упомянул о том, что мои дети учатся в США. Я отказался увольняться, и они [США] подали ходатайство о моей отставке.
Разумеется, Россия, а также Китай, Бразилия, Иран и Куба оказались в числе противников беспрецедентного решения. Но авторитет США в то время находился на недосягаемой высоте. Впрочем, после того как им так и не удалось найти в арсеналах Саддама Хусейна даже намека на химическое оружие, он стремительно рухнул вниз.
Жозе Бустани подал жалобу в Международную организацию труда, которая в июле 2003 года подтвердила, что его отстранение было незаконным, и получил финансовую компенсацию за незаконное смещение с должности. Он тут же передал все полученные деньги ОЗХО. Однако к тому времени американские солдаты уже вторглись в Ирак.
Возможно, оптимизм Владимира Путина связан именно с тем, что Организация по запрещению химического оружия имеет в своем прошлом печальный опыт, когда под давлением американцев приняла не просто неверное — преступное решение. Став, таким образом, соучастником вторжения в Ирак. И больше не захочет политизации своих решений.
Прав он или нет, покажет недалекое будущее. Ждать осталось недолго — о каких-то результатах мы наверняка узнаем, несмотря на закрытый режим сегодняшней сессии Исполнительного совета ОЗХО.
Как известно, британские химики уже готовят себе подушку безопасности: вчера руководитель оборонной научно-технической лаборатории Гари Эйткенхед заявил, что его экспертам не удалось установить страну происхождения «Новичка», которыми были отравлены Скрипали. Выводы о причастности к преступлению Москвы сделало правительство.
У меня другое мнение, которое я уже высказывал. Но не лишне повторить: highly likely, покушение — дело рук агентов MI6, известных всему миру своей жестокостью. Этот факт можно считать доказанным, потому что я использовал два неопровержимых аргумента: термин highly likely и «бондиану».
Свежие комментарии