Суд между «Нафтогазом» и «Укртрансгазом» – симптом внутренних конфликтов украинской власти и передела собственности. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович
«Иск «Нафтогаза» к собственной дочерней компании «Укртрансгаз» свидетельствует о нарастании конфликта Киева с руководством головной компании, назначенным еще при премьере Арсении Яценюке.
Главный исполнительный директор «Нафтогаза» Андрей Коболев – протеже американцев, он регулярно ездит в США и считается одним из претендентов на замену нынешнего главы кабмина Владимира Гройсмана. Это одна сторона в разгорающемся конфликте.Вторая – правительство Украины и администрация президента Петра Порошенко, последняя особенно недовольна Коболевым. И выступает за то, чтобы главу «Нафтогаза» «задвинуть» куда-нибудь поглубже. Это несмотря на то, что «Нафтогаз» выиграл иск у «Газпрома» по газовым контрактам в Стокгольме. Вся история проецируется на конфликт вокруг «Укртрансгаза», где Коболев успел сменить часть руководства на лояльных себе людей, но не всех. Борьба развернется за дележ активов и управление оставшимся хозяйством, когда транзитные контракты с Россией будут пересмотрены», — отмечает аналитик.
Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» подала иск против ПАО «Укртрансгаз» с требованием взыскать почти 5,2 млрд гривен (более $190 млн) долга по контракту поставки природного газа для газотранспортной системы (ГТС) страны. По исковому заявлению, «Укртрансгаз» задолжал головной компании по контракту о поставках около 1,6 млрд кубометров газа для технологических нужд ГТС и услуг балансировки системы. Поставки осуществлялись в январе-апреле 2017 года. Иск рассмотрит Хозяйственный суд Киева 3 апреля.
«Как известно, украинское правительство планирует передать газотранспортную систему под управление иностранных инвесторов, которых, правда, пока на горизонте не видно. Как известно, в конце 2019 года Россия введет в эксплуатацию газопровод «Северный поток-2» в Германию, после чего транзит через Украину упадет до минимума в 10-15 млрд кубометров ежегодно против почти 100 млрд в 2017-м.
Киев хочет договориться с европейцами, чтобы те, в свою очередь, договаривались с «Газпромом» и добились от него максимальных объемов транзита через территорию Украины. В обмен европейцам предоставят украинскую ГТС в некое «совместное управление», но четких переговоров и рамок еще никто не оговаривал. Поскольку европейцы не выстраиваются в очередь на столь «почетную» работу, имеет место внутренний конфликт между «Нафтогазом» и первыми лицами Украины за активы и сферы влияния», — подчеркивает эксперт.
«Укртрансгаз» является оператором газотранспортной системы, эксплуатирует 12 подземных хранилищ газа общей активной емкостью около 31 млрд кубометров. Подземные хранилища газа являются составной частью системы газоснабжения Украины и транзита газа через ее территорию. 100% акций «Укртрансгаза» находятся в собственности НАК «Нафтогаз Украины».
НАК «Нафтогаз Украины» — вертикально интегрированная нефтегазовая компания, которая осуществляет полный цикл операций по разведке и разработке месторождений, эксплуатационному и разведывательному бурению, транспортировке и хранении нефти и газа, снабжению природного и сжиженного газа потребителям. Свыше 90% нефти и газа на Украине добывается предприятиями НАК.
«Пока вместо конкретных реформ газовой отрасли Украины мы наблюдаем в этой стране сплошные скандалы, разборки и претензии – в том числе в отношении России. Все это показывает, что с Киевом очень сложно договариваться – в обстановке внутреннего хаоса серьезная деловая работа невозможна.
На Украине все сейчас озабочены тем, как пережить эти внутренние разбирательства и показать себя в выгодном свете перед американцами. Конкретного плана, что будет с отраслью после 2019 года ни у кого нет. Есть лишь надежды, что какой-то транзит страна сохранит, а проблемы сами собой отпадут. Другой логики их собственные действия, направленные на конфронтацию с Россией, просто не создали.
Вероятность, что европейские компании изъявят «Газпрому» желание покупать газ, идущий через Украину, есть. При этом нужно помнить, что огромная ГТС этой страны нуждается в масштабном ремонте и модернизации, ценой порядка 8-10 млрд долларов. Таких денег Киеву, конечно, никто не даст. Но Россия заинтересована в минимальном транзите через Украину и после 2019 года – к примеру, в Приднестровье, это политика. Но на фоне конфликта Киева с Москвой и внутриукраинских разборок чиновники этой страны могут в конечном итоге не реализовать даже «минимальные варианты», — заключает Станислав Митрахович.
Свежие комментарии