Сербский член Президиума Боснии и Герцеговины Милорад Додик однозначно заявил, что вступление в НАТО данного балканского государства невозможно: Республика Сербская приняла резолюцию о военном нейтралитете, обозначив, что не хочет быть членом Североатлантического альянса.
«Мы ясно дали понять, что не собираемся двигаться в сторону НАТО и не будем частью этого союза по ряду политических, военных, экономических и других причин, — указал он.
— Например, что касается экономического аспекта, нам постоянно говорят: мол, войдете в НАТО — и экономическая ситуация сразу улучшится. Но мы же видим, что происходит в Хорватии, Черногории и некоторых других странах региона. Что касается военных причин, НАТО бомбила сербский народ дважды без соответствующей резолюции ООН — это факт. Это была односторонняя и преступная акция НАТО против сербского народа, которая нанесла огромный ущерб в плане человеческих жертв и материально-технических средств как Республике Сербской, так и Сербии. Сербы как народ не имеют ни одной причины для того, чтобы эту противозаконную военную операцию амнистировать через вступление в НАТО. Пускай наши оппоненты сильны и влиятельны, а мы малы и слабы, но, что касается нашей воли, мы не желаем к ним присоединяться. Мы не хотим иметь военную границу на реке Дрине. Мы ценим роль и позицию России в регионе, но считаем, что нет надобности входить в военные альянсы. Именно поэтому мы обозначили свою позицию как нейтралитет. Со стороны России наша позиция воспринимается вполне разумно, но со стороны Запада мы получаем ультиматум; также они пытаются использовать боснийские структуры, чтобы нам навязать НАТО. Третья, политическая причина состоит в том, что мы ничего не получаем от членства в НАТО, зато теряем друзей. А мы этого не хотим! В политическом смысле мы стремимся выстраивать позицию нейтралитета. Сама расстановка сил в мире уже иная, чем это было двадцать или десять лет назад. Разумеется, мы, малый народ, не должны выступать с амбициями решения великих вопросов, — это прерогатива крупных держав. Но любому, кто хоть сколько-нибудь вовлечен в политические процессы, очевидно: ситуация на глобальном уровне усложняется, и уже можно понять, в каком направлении все движется. Сейчас мы никоим образом не смеем потерять никого из наших партнеров».Милорад Додик сообщил, что через Мэтью Палмера (в конце августа назначен спецпредставителем США по Западным Балканам — прим. «РГ»), который отвечает за эту часть Европы в Госдепартаменте США, было заявлено, что БиГ, прежде всего, необходимо принять План действий по членству в НАТО. «Чтобы Босния и Герцеговина смогла вступить в НАТО, я должен буду проголосовать за это, — заявил политик. -А я этого делать однозначно не буду. Разумеется, это влечет за собой массу проблем. США уже внесла меня в список персон нон-грата. Но я не для того был избран, чтобы заботиться о своем личном комфорте. В этот весьма тяжелый для сербов исторический момент я был избран как представитель и лидер народа, которым горжусь, чтобы проводить политику, которая не позволит окончательно добить этот народ в рамках постоянной дискриминации сербов на этих просторах! Я привержен идее защиты сербских национальных интересов. Нравлюсь я кому-то в Брюсселе или нет — это к ним вопрос, но не ко мне».
Член Президиума констатировал следующий факт, что если кто-то в обход сербов попробует ввести БиГ в НАТО, то они сами подпишут Боснии и Герцеговине смертный приговор! «Без участия сербов страна обречена», — резюмировал он.
Политик также прокомментировал возможность присоединения к санкциям против России как одно из потенциальных условий для евроинтеграции БиГ. «Вопрос о санкциях очень далек от реальности, — отметил серб. — Если бы они завтра сказали: «Вот, мы берем вас в ЕС, только введите санкции» — я бы и тогда отказался от вступления и не ввел бы санкции».
Милорад Додик обозначил и свою принципиальную позицию по Крыму, который для него однозначно является частью России. «Я бы очень хотел приехать в Крым — я выберу время для визита и не вижу причин, почему бы этот визит мог не состояться, — сообщил политик. — Для меня всегда большая честь встретиться с президентом РФ Владимиром Путиным, и я ожидаю, что следующая встреча состоится скоро».
Напомним, что коллективный Запад по-прежнему прибегает к насилию в отношении сербского народа в Боснии и Герцеговине, настойчиво требуя от его лидеров преклониться перед НАТО и США. При этом в стране с октября 2018 году не могут сформировать новый Совет министров, во главе которого, в соответствии с национальной ротацией, должен был встать сербский кадр. Условием же для появления боснийского правительства, выдвинутым бошняками и хорватами и поддержанным США, стало ускорение интеграции данного балканского государства в НАТО посредством направления Ежегодной национальной программы (ЕНП) в Брюссель. Это позволило бы Западу активировать план действий по членству в НАТО для БиГ (5 декабря 2018 года страны НАТО одобрили активацию плана и призвали БиГ представить ЕНП). Государственный секретарь США Майк Помпео даже послал письмо в высший коллективный орган управления Боснии и Герцеговины, президиум, с призывом утвердить ЕНП. «Этот шаг не предопределит будущее членство в НАТО, но окажет положительное влияние на трансформацию и модернизацию вооруженных сил страны, — отметил американский политик. — Этот шаг также улучшит безопасность в БиГ и ускорит процесс реформ, что является условием для Боснии и Герцеговины на получение статуса кандидата в члены Европейского союза. Поэтому я приглашаю Вас продолжить усилия, предпринимавшиеся предыдущей боснийской властью, и в рамках этого утвердить Ежегодную национальную программу».
Сербы категорически отвергли такое развитие событий, ссылаясь на резолюцию Народной Скупщины Республики Сербской о военном нейтралитете и нежелание присоединяться к каким-либо военно-политическим блокам, что вызвало возмущение оппонентов, в том числе и в Вашингтоне.
Александр Борисов, «Российская газета»
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки
Свежие комментарии