СПГ-терминалы на побережье Балтийского моря сегодня действуют в Польше, Литве и Калининградской области РФ. Тренд на сжиженный природный газ также подхватили Эстония и Латвия, которые планируют запустить собственные СПГ-терминалы. Объединяющим фактором прибалтийских и польского проектов стало стремление получить «энергетическую независимость» от России. При этом единственный вариант успешного функционирования названных терминалов — покупка российского СПГ.
Литовская «Независимость»
Клайпедский СПГ-терминал начал работать в 2014 году. Плавучая платформа получила говорящее название Independence и должна была избавить Вильнюс от монополии газа из России на литовском рынке.
Спустя 5 лет работы СПГ-терминала «независимость» Литвы от российского «голубого топлива» так и осталась лишь символической.
В апреле 2019 году клайпедский терминал принял три танкера со сжиженным природным газом из России общим объемом 24 тысячи кубометров.
Летом стало известно об отправке в Клайпеду очередной партии российского сжиженного газа объемом 10 тысяч кубометров. Покупателями газа выступили государственная энергетическая компания Lietuvos energijos tiekimas (LET) и производитель азотных удобрений Achema.
При нынешней загрузке клайпедского терминала в одну треть от общего объема в 2,7 млн тонн нетрудно посчитать, что доля российского сжиженного газа весьма незначительна. Львиную часть СПГ Литва закупает у Норвегии — около 90% от всего прибывающего на терминал сжиженного газа.
Однако за словами об успешной работе СПГ-терминала и борьбе с газовой монополией России кроются весьма печальные факты.
Во-первых, о поставках российского газа литовцам первое время ничего известно не было.
Для властей политический образ борца за «газовую независимость» от России оказался дороже как правды перед своим населением, так и экономической целесообразности.
Во-вторых, очевидно, что стоимость как норвежского, так и американского сжиженного природного газа, первая партия которого прибыла в Клайпеду в конце 2017 года, выше российского СПГ.
Политические амбиции Литвы делают эксплуатацию СПГ-терминала экономически нецелесообразной. По заявлениям российской стороны, норвежский, а уж тем более американский сжиженный природный газ обходится литовским потребителям вдвое дороже российского.
Наконец, после 2021 года планируется строительство газовой соединительной трубы между Литвой и Польшей. Варшава не только имеет свой собственный СПГ-терминал, который гораздо больше по мощности, но и планы по продаже газа в ту же Литву, что в целом серьезно омрачает судьбу литовского Independence.
Вильнюс через создание образа «врага» в Москве, который формируется, конечно же, благодаря не только сокрытию фактов экономического взаимодействия с Россией, но и постоянным выкрикам Вильнюса о «военной угрозе» на Востоке, пытается получить политическую и экономическую поддержку со стороны Запада. Но если в военной сфере при поддержке НАТО это работает относительно гладко, то в экономической сфере, в частности, в случае клайпедского СПГ-терминала, дела обстоят куда сложнее.
Еще в 2017 году Европейская комиссия утвердила список проектов общего интереса, откуда были вычеркнуты все инфраструктурные объекты в Литве, связанные со сжиженным природным газом. Эта же участь постигла потенциальные СПГ-проекты в Эстонии и Латвии.
Вильнюс самонадеянно рассчитывал на финансовую помощь от ЕС для компенсации затрат на обслуживание клайпедского терминала. А эти затраты немалые — 150 тысяч евро в сутки. В год СПГ-терминал обходится Литве в 55 миллионов евро, и это с учетом того, что Independence не использует даже половины своих мощностей.
Русофобия обходится Литве очень дорого, и чтобы компенсировать эти затраты, власти страны перекладывают обслуживание «Независимости» на плечи литовских потребителей.
И если раньше производители электроэнергии в Литве были обязаны приобретать часть газа у назначенного поставщика Lietuvos energijos tiekimas, который, напомним, является вторым по объему закупок СПГ в Литве после Achema, то с 2018 года литовская энергетическая компания стала напрямую получать государственную компенсацию. Тем самым она смогла обеспечить необходимое для работы терминала количество сжиженного природного газа.
Однако помимо того, что финансовая нагрузка потребителей электроэнергии в Литве никак не изменилась, так еще Вильнюс своими решениями, которые, к слову, поддерживаются Европейским союзом, создает неконкурентную среду. И первый звоночек прозвучал от крупнейшего потребителя газа в Прибалтике Achema, подавшего в Суд справедливости ЕС жалобу на новый порядок содержания клайпедского СПГ-терминала. В это же время Литва продолжает поощрять неравные условия на собственном рынке газа.
Дальнейшая эксплуатация СПГ-терминала при отказе от закупок российского газа приведет к еще более разорительным тратам Литвы на обслуживание этого проекта.
Однако рациональность Вильнюс все же проявляет.
В сентябре 2019 года стало известно, что Литва впервые закупит крупнотоннажную партию российского сжиженного газа. Поставки из России помогут клайпедской «Независимости» и литовским компаниям, закупающим СПГ, как-то исправить печальную финансовую ситуацию. Однако в этой рациональности Вильнюс не забывает делать поправки на русофобию. Официально крупнотоннажная партия российского газа будет приобретена у французской Total, которая выступает в данной сделке перекупщиком. Но не стоит забывать, что за посредничество также необходимо платить.
Польская мечта
Сразу после открытия СПГ-терминала в польском городе Свиноуйсьце в 2015 году премьер-министр Польши Эва Копач в общем ключе русофобской политики заявила: «Польша достигла своей стратегической цели: мы независимы в газовом вопросе». Все 100% мощности терминала, а это на сегодняшний день 7,5 млрд кубометров в год, обеспечивает польская нефтегазовая компания PGNiG (Polskie Gornictwo Naftowe i Gazownictwo), три четверти акций которой принадлежат государству.
Коммерческие поставки СПГ в Польшу начались в июне 2016 года. Газ в Свиноуйсьце приходит из Катара, Норвегии и США. Причем объемы поставок из года в год растут. Так, в 2016 году СПГ-терминал принял 1,5 млн тонн, в 2017 — 2,7 млн. В 2019 году поставки сжиженного газа должны дойти до 5–6 млн тонн.
Казалось бы, план по приобретению энергетической независимости от России успешно выполняется — в поставках российского СПГ в Свиноуйсьце Польша, в отличие от Литвы, заподозрена не была, а объемы поставляемого газа с каждым годом увеличиваются. Варшава летом 2019 года приняла первый танкер с топливом из США, а годом ранее заключила с Вашингтоном соглашение на поставку сжиженного газа американской компанией Cheniere.
За счет увеличения поставок СПГ Польша рассчитывает сократить приобретение российского газа, а после 2022 года, когда закончится контракт с «Газпромом», вовсе от него отказаться.
Кажется, что диверсификация энергетического рынка идет полным ходом. Однако здесь есть множество нюансов, которые, как и в случае с литовской «Независимостью», определены политическими амбициями.
Согласно статистическим данным Польши, все достаточно гладко. Доля поставок российского газа по трубопроводам в процентном соотношении в последний год снизилась, хотя и продолжает составлять львиную долю всего газового рынка Польши — около 80%. Однако это статистическое снижение получилось лишь благодаря увеличению поставок сжиженного природного газа.
Если говорить о реальных цифрах, а не о процентах, то «Газпром» не только не уменьшил объемы поставляемого в Польшу трубопроводного газа, но и увеличил их на 10% в 2018 году.
И здесь вновь встает вопрос об экономической целесообразности задуманной Польшей диверсификации. Если сравнивать стоимость «голубого топлива», учитывая все способы доставки, то получается следующая картина. Цена безубыточного американского СПГ для Польши составляет около 260 долларов за тысячу кубометров. Катарский газ обходится Варшаве и вовсе дороже 300 долларов за тысячу кубометров. Стоимость российского трубопроводного газа в Польшу варьируется в пределах 190–220 долларов, и это примерно соответствует стоимости российского СПГ, который покупают литовские компании.
Как бы Варшава ни старалась, российский газ остается наиболее выгодным для польских потребителей.
Другой нюанс польской «независимости» от российского газа — это стабильность поставок энергоресурсов. При росте энергопотребления растет и спрос на «голубое топливо». В этой ситуации лишь «Газпром» способен стабильно поставлять и наращивать поставки газа в Польшу при наиболее выгодной цене. То же самое касается и сжиженного природного газа. Если Варшава хочет работать в ущерб своей экономике, то курс на развитие терминала в Свиноуйсьце с дальнейшим игнорированием поставок СПГ из России выбран верно.
Эстония и Латвия также заявляют о планах запустить свои СПГ-терминалы.
Таллин планирует подписать договор на строительство терминала с эстонской компанией Alexela Invest к 2020 году. При этом к следующему году будет готово бункеровочное (заправочное) судно СПГ объемом 6 тысяч кубометров, которое строит голландская судостроительная компания Damen по заказу эстонской фирмы Eesti Gaas. Эстония полагает, что бункеровщик будет перевозить СПГ между портами Эстонии, Финляндии и Латвии.
Такой СПГ-проект может быть логичным и выгодным для Эстонии, хотя и относительно, только при условии закупок российского сжиженного природного газа.
Если Таллин захочет отказаться от трубопроводного «голубого топлива» из России, то СПГ-терминал позволит это сделать, но со значительным ущербом для финансов. Впрочем, ситуация типична, как и в случаях с Польшей и Литвой.
Смелости Таллину придает и тот факт, что Европейский союз профинансировал строительство бункеровщика для Эстонии. Однако ключевой вопрос остается прежний: кто будет поставщиком СПГ. К слову, столь большой бункеровщик, который не привязан к конкретному местоположению, сможет составить серьезную конкуренцию СПГ-терминалу Independence, что может привести к ухудшению и без того тяжелой финансовой ситуации литовского проекта.
Моду на СПГ подхватила и Латвия. В ее планах — строительство самого дешевого терминала, который обойдется бюджету всего в 150 млн евро. Для сравнения, польский терминал обошелся стране в 720 миллионов евро.
Латвийский СПГ-терминал существует лишь на бумаге, поэтому ни о каких сроках по запуску этого проекта речи не идет. Да и само строительство пока что под большим финансовым вопросом. Напомним, что Европейская комиссия не одобрила софинансирование этого СПГ-проекта.
Денис Ивановский, Rubaltic.Ru
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки
Свежие комментарии