В конце октября в молдавской столице Кишиневе прошел митинг сторонников правящей Демократической партии Молдовы, возглавляемой олигархом Владимиром Плахотнюком. Выступая перед однопартийцами, олигарх провозгласил исключительность собственной партии: якобы, никто, помимо ДПМ, не намерен «делать жизнь людей лучше».
Однако, как пишет издание SummuryNews, подобное заявление Плахотнюка вызвало лишь усмешки у большинства молдаван. Многие молдавские политологи сравнивают его с «людоедом из страшной сказки, которым впору пугать детей». Возможно, это преувеличение, однако население Молдавии действительно устало от одиозного олигарха. Люди устали от пустых обещаний, в которые давно никто не верит, устали от нищеты и средневековой коррупции, превративших Молдавию в европейскую Зимбабве, ведь рейтинг Плахотнюка и премьер-министра страны Павла Филипа не превышают шести процентов. Меньше, чем этой парочке западных ставленников доверяют только главе парламента Андриану Канду, чей показатель — всего 2%.
Безусловно, исход парламентских выборов в Молдавии в феврале следующего года, а также судьба государства в целом находятся в руках молдавских граждан. Но руководству ЕС стоит внимательнее относиться к выбору политических партнеров в странах Восточной Европы, особенно к тем, которые претендуют на роль проводников идей европейского выбора.
В этом свете Плахотнюк оказался абсолютно неэффективным менеджером и управленцем, о чем ранее говорил и еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Ханн. По его словам, вызывает особую обеспокоенность тот факт, что в Молдове не соблюдаются элементарные права, такие как независимость масс-медиа и свобода слова.
Молдавские власти стремятся показать свою «проевропейскую» позицию, однако это не более чем популизм, — когда дело доходит до реальных действий, «европейские ценности» не находят отклика в их политике, подчеркнул Ханн.
Отражаются эти факты и на доверии к «евроинтеграторам» из Демократической партии Молдовы, который рухнул до 14,5%, согласно опросу молдавской Ассоциации социологов и демографов. Таким образом, вероятно, партия Плахотнюка утратит главенствующую роль в молдавской политике, что не позволит олигарху сформировать новое правительство по итогам избирательной кампании.
Почему это произошло? Плахотнюку за семь лет фактического руководства страной явно не удалось сделать идею евроинтеграции Молдавии привлекательной для большинства населения республики.
В сентябре уже упоминавшаяся Ассоциация социологов и демографов опубликовала данные опроса, согласно которому только 37% молдаван поддерживают вступление Молдавии в ЕС. В то же время доля молдавских граждан, выступающих за присоединение страны к пророссийскому Евразийскому экономическому союзу, выросла до 41%. Апогеем стремительно ухудшающегося отношения молдаван к ЕС стало избрание на пост президента Молдавии Игоря Додона — друга и сторонника российского лидера Владимира Путина.
Вопреки этому, именно с Плахотнюком европейские социал-демократы продолжают связывать надежды на сохранение проевропейского курса Молдавии. Прогрессивный альянс социалистов и демократов в Европарламенте, а также германская Социал-демократическая партия и по сей день лоббируют предоставление финансовой помощи партии молдавского олигарха.
При этом в отличие от социал-демократов — своих нынешних соратников по «большой коалиции» — Ангела Меркель, судя по всему, относится к Владу Плахотнюку с изрядной долей скептицизма. Канцлер справедливо видит в олигархе заурядного карьериста, громко декларирующего свои демократические убеждения, но на деле остающегося приверженцем популистских идей Коммунистической партии Советского Союза, в рядах которой Плахотнюк находился долгие годы.
Симпатии главы правительства, скорее, на стороне лидеров партий молдавских правых «Действие и солидарность» и «Платформа «Достоинство и правда» — Майи Санду и Андрея Нэстасе. Именно на них — редставителей посткоммунистического поколения — Меркель возлагает большие надежды, связанные с проведением демократических реформ. Однако не без понуканий от Демократической партии США. Особенно, в период президентства Барака Обамы канцлер была вынуждена согласиться с позицией социал-демократов, дав возможность евробюрократам щедро выделять деньги партии Плахотнюка.
Однако развитие ситуации в контексте предстоящих выборов и явное соперничество партии Плахотнюка с блоком Санду—Нэстасе вынуждают руководство ЕС сделать выбор между двумя политическими силами. При этом нежелание Плахотнюка, несмотря на его низкий рейтинг, отказаться от власти ведет к столкновению интересов ведущих общеевропейских политических сил на молдавской политической арене.
Подобное положение дел способствует усилению позиций пророссийского президента Игоря Додона, чья партия может получить большинство в парламенте, став главным бенефициаром противостояния внутри проевропейской элиты Молдавии.
Но Плахотнюк действительно не собирается просто так отдавать власть. Высокопоставленные источники в окружении олигарха рассказывают о настойчивом стремлении своего лидера установить неформальные контакты с представителями Христианско-Демократического союза и заручиться их покровительством. Плахотнюк считает, что поддержка только социал-демократов не позволит ему сохранить командные высоты в молдавской политике. Но если подобные маневры проходят за спиной Меркель, то канцлер, вероятно, имеет дело с фрондой как внутри собственной партии, так и внутри «большой коалиции».
Очевидно, молдавский вопрос стал серьезным вызовом для европейского политикума. Отчаянное стремление ставшего «хромой уткой» в Молдавии Плахотнюка сохранить власть может не только привести к победе пророссийских сил в республике, но и стать еще одним раздражителем в отношениях партнеров по «большой коалиции», что негативно скажется на ситуации во всем ЕС.
Перевод информационного агентства NewsFront
Свежие комментарии