Прошло уже практически три года с момента начала войны на Донбассе. С украинской стороны в ней помимо регулярной армии, полиции и спецподразделений принимали и принимают участие различные добровольческие формирования.
Попробуем разобраться в их эволюции, отношениях и структурах подчинения…
Прямо с майдана, по разным идеологическим причинам, маргиналы из сотен самообороны потянулись на фронт, где стали называться добровольческими батальонами.
Одновременно государство стало формировать территориальные батальоны, такие как «Азов», «Айдар», «Донбасс», «Волынь», «Кривбасс» и прочие.Попасть в них было очень легко – выбрать себе отряд можно было как по территориальному признаку, так и по идеологическому. В одних собирались уголовники, в других – откровенные нацисты, в третьих — просто обманутые пропагандой граждане. Так как новая власть Украины выдавала оружие любому, кто был готов убивать или хотя бы формально озвучивал это желание, то очень быстро такие формирования как «Правый сектор», «ОУН» (структуры запрещены в РФ – ред.), «Торнадо», «Айдар» и другие стали центрами силы и влияния. Украинские политические и финансовые элиты открыто использовали их в своих целях взамен на денежное обеспечение. Со временем центробежные силы закончили объединение по интересам всех этих наёмников в разные подразделениях, которые преследуют различные цели, служат разным людям и зачастую попадают в конфликтные ситуации между собой.
Так бывший «Правый сектор» и проч, организовали полулегальную УДА – Украинскую добровольческую армию. Настолько тёмную структуру, что от них «открестился» даже сам их лидер – «команданте Ярош», объяснив это уходом в легальную политику. Но люди, вроде как никому не подконтрольные, для каких-то целей все-таки нужны, и поэтому бойцы этих сил появляются на фронте перманентно.
Следующий кластер «добробатов» – перешедшие в армию бойцы батальонов «Айдар», «им. Кульчицкого» и проч. Эти променяли свободу действий и значительную степень поддержки и вошли в армию для того, чтобы им не вспоминали их уголовные преступления. Поэтому, жить им стало спокойней, Но явно хуже в материальном плане, обеспечении и прочем.
Последний кластер – вошедший в состав национальной гвардии полк «Азов», раздутый до штата бригады. Эти получили самое лучшее снаряжение и обеспечение, значительный гражданский корпус и место не на фронте, а на второй линии обороны. Плюс к этому – поддержку их лидера, Билецкого, на уровне аппарата президента, который покомандовав полком, ушёл в политику. Жирующие бойцы этого полка давно вызывают неприязнь у прочих «ветеранов и добровольцев из зоны АТО». Конфликты на этой почве между вчерашними «союзничками» вспыхивают довольно регулярно.
И если сейчас все, кроме УДА, более-менее контролируются государством, то часто выходит что левая рука наказывает правую и наоборот. Правда заставить «подвинуться» «Азов» и отхватить кусок от бюджетов больше не у кого так и не вышло. Как итог – факельные шествия гражданского корпуса «Азова», военные марши самого полка и тихая ненависть со стороны тех, кто остался на фронте вместо них.
К чему это приведёт не совсем понятно, но сыграть на этом конфликте можно всегда. Потому самые толковые украинские политики нет-нет да и плеснут бензина на тлеющий конфликт, чтобы тот не затухал до конца…
Дмитрий Кросс
Свежие комментарии