Наблюдая за бурлением страстей вокруг «украинского» санкционного списка нельзя не вспомнить старую шутку о том, что «компромисс — это решение, которое в равной степени не устраивает всех участников процесса». Очень сложно найти хоть кого-то кто был бы этим списком удовлетворен, ибо недовольны все
Радикал-патриоты увидели в этом списке очередное доказательство того, что Кремль «слил» Украину, украинские политики — очередную спецоперацию Кремля по влиянию на политическое пространство и результаты выборов в самой молодой европейской демократии, российские либералы увидели в самом факте введения санкций против украинских политиков очередное доказательство агрессии России против Украины и принялись опять оплакивать «братские отношения».
Санкционный список правительства, конечно же, не идеален, но его значение заключается в самом факте его появления, а не в конкретных именах, фамилиях и компаниях. Главный политический месседж российских санкций заключается в том, что российский подход к украинской проблеме мутирует из «византийско-неформального» в «американский-удушающий». Только слепой не заметит, что «список Медведева» и приложенные к нему ограничения — это по сути калька (можно долго дискутировать на тему того насколько удачная калька) с так называемых списков OFAC американского казначейства, а сама санкционная концепция списана с американского метода наказания так называемых лиц из SDN — Specially Designated Nationals List.
Конечно, не обошлось без курьезов и в списках есть очевидные пробелы, но тут важен сам принцип — медленное удушение украинской политической элиты, для которой значительная часть финансовых поступлений связана с доступом на российские рынки.
Да, до офшорных счетов условных Тимошенко и Пинчука добраться пока нельзя, но для нанесения серьезного ущерба украинским элитариям этого и не нужно. Если судить по опыту американских санкций против Ирана, то дальше начнется долгая и утомительная игра в кошки-мышки, в которой украинские элитарии будут стараться найти каналы обхода санкций или исключения конкретных персоналий и компаний из санкционных списков, и одновременно будет вестись активная лоббистская работа по включению в эти списки в внутриукраинских политических оппонентов и их российских активов.
С учетом того что наиболее точное описание украинской политической элиты сводится к термину «банка с пауками», то санкционные списки будут быстро удлиняться, а их качество будет улучшаться за счет украинской внутривидовой конкуренции и активного стукачества, что не может не радовать.
Антиукраинские санкции — это первый шаг на долгом пути трансформации стратегии Кремля в отношении ближнего зарубежья. В некотором роде Россия перенимает лучшие западные практики, и вместо сетований по поводу шероховатостей текущей имплементации этой прагматичной политики лучше сказать, что «лучше поздно, чем никогда».
Свежие комментарии