На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

News Front - Новостной Фронт

8 479 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Маловато будет.СК Белоруссии зад...
  • Сергей Иванов
    А вероятности воровства газа из проходящего через Украину трубопровода америкосы (европейцы) не допускают? Странно.Politico: в Белом...
  • Питер Эсклянов
    За призыв конфискации финансовых активов другого государства, это можно считать как непорядочность и призывающих нужн...Великобритания на...

Санкции стали влиять на продажу российского оружия

Продажи мирового оружия впервые за пять лет снова начали расти. Задают темп США, Россия и Южная Корея. Хотя не хватает Китая, который не был включен в исследование Стокгольмским институтом исследований проблем мира. При этом ряд российских оборонных компаний показали падение. С чем оно связано?

Мировые объемы продажи оружия в 2016 году выросли впервые за пять последних лет, говорится в докладе Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI).

Согласно составленному институту рейтингу 100 крупнейших компаний, их объем продаж вырос почти на 2% до 375 млрд долларов по сравнению с 2015-м годом. А за пятнадцать лет (с 2002 года) рост составил целых 38%.

В целом данные SIPRI не вызывают сомнений, репутация у института чистая. Однако акценты авторы доклада расставили явно в пользу США и в ущерб России.

Так, эксперты указывают, что больше половины объема продаж приходится на американские компании. Они нарастили их на 4% до 217 млрд долларов. Российские оборонные компании также нарастили продажи в 2016 году на 3,8% до 26,6 млрд долларов (это 7,1% от общего объема рейтинга). То есть динамика роста продаж у обеих стран почти одинаковая.

Между тем, SIPRI указывают, что ростом продаж США обязаны военным операциям американской армии за пределами своей страны и закупкой американской военной техники другими государствами. А вот в России успехов не видят. Они указывают на то, что пять компаний из России показали увеличение объемов продаж, а другие пять – их снижение. Старший научный сотрудник SIPRI Симон Веземан объяснил снижение темпов роста общими экономическими проблемами, переживаемыми Россией в 2016 году.

На самом деле причины разнонаправленного развития ряда российских компаний немного в другом. Российская экономика в целом в 2016-м году уже стала показывать признаки выхода из рецессии, которые окончательно закрепились в 2017-м году. При этом, проблемы в экономике никак не помешали ряду российских компаний серьезно нарастить продажи оружия.

Так, Объединенная авиастроительная корпорация поднялась в рейтинге топ-100 с 17 на 13-е место за счет наращивания продаж на 15,6%. Причем, если в 2015-м году группа ОАК получила убыток в 69 млрд рублей, то в 2016 году она сумела получить прибыль от операционной деятельности – 11 млрд рублей (данные МСФО). Положительные результаты операционной деятельности позволили ОАК в значительной степени покрыть финансовые расходы. В итоге удалось кардинально сократить убыток в 25 раз до 4,5 млрд рублей, что стало лучшим показателем группы с 2007 года. Иными словами, несмотря на кризис, группа в прошлом году, наоборот, увеличила и продажи, и улучшила свои финансовые результаты.

Рост продаж также показали концерн «Алмаз-Антей» (поднялся в рейтинге с 26 на 24 место), корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (сохранила 35 место), холдинг «Высокоточные комплексы», известный своими комплексами «Искандер-М» (с 52 на 44 место), Объединенная двигателестроительная корпорация (с 51 на 50 место), Уралвагонзавод (с 69 на 52 место). Сохранили свои позиции и те же объемы продаж «КРЭТ» (53 место), «Сухой» (53 место), Иркут (63 место), УМПО (77 место).

Однако ряд компаний действительно ушли в минус. Падение продаж наблюдается у «Вертолетов России» (опустились в рейтинге с 24 на 29 место), у Объединенной судостроительной корпорации (с 15 на 19 место) и у Объединенной приборостроительной корпорации (с 50 на 56 место).

«Наши продажи связаны с тем, что диктует рынок и политическая ситуация. Когда повышается спрос на определенную военную продукцию, те фирмы, которые могут ее поставлять, показывают рост. Когда снижается спрос, то фирмы показывают падение продаж,  — говорит руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов. – Конечно, на рынок влияют также экономические санкции и политическое давление. Те страны, которые хотели бы купить наше оружие, боятся это делать, чтобы не попасть под американские санкции».

Однако в каждом отдельном случае падения продаж на это есть причины, и они мало связаны с проблемами в экономике.

Так, поставки «Вертолетов России» действительно показали падение на 11% в 2016 году, тогда же и прибыль упала почти в три раза (данные МСФО). С одной стороны, это объясняется стагнацией рынка вертолетов. «Мировой рынок уже насытился среднетяжелыми вертолетами. А тяжелые вертолеты – это специфический сегмент, в котором, впрочем, мы продолжаем лидировать, но сегодня все больше требуются легкие вертолеты, и тут мы отстаем», — отмечает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

На это могло наложиться и решение Киева прекратить поставки двигателей семейства ТВЗ-117, которые делают на «Мотор-Сич» в Запорожье. Россия, конечно, уже производит альтернативные двигатели как для Ми-8/17 и Ми-28, так и для Ка-27/31. Однако для выхода на те же объемы производства, что и на «Мотор-Сиче», который поставлял в Россию в свое время по 600 двигателей, нам может потребоваться еще несколько лет. «ОДК до сих пор исправляет ситуацию после потери украинского «Мотор Сич», — отмечает Андриевский.

Впрочем, в этом году «Вертолеты России» обещают увеличить продажи за счет роста выпуска «Ансат», Ка-62 и Ми-38, а также за счет лицензионной сборки Ка-226Т в Индии.

В ОСК, созданной десять лет, так и не научились пока много строить и продавать, несмотря на всю господдержку и гособоронзаказ. Но здесь причины уходят далеко в прошлое, когда этот пласт промышленности был сильно заброшен. Восстанавливать собственное судостроение Россия начала относительно недавно, поэтому отдачи придется еще подождать. «Производство судов это очень длительный процесс и наши мощности здесь пока ограничены», — указывает Андриевский.

«В конечном итоге важен не столько объем продаж, сколько размер прибыли, и тут у нас ситуация неважная, судя по таблице СИПРИ. Проигрываем американцам значительно», — говорит Андриевский. Он указывает на то, что Россия продолжает поставлять оружие в кредит в страны Африки, Венесуэлу, Армению и другие страны, как это делали в СССР. Причем, эти сделки важней не экономическом, а в политическом плане. С другой стороны, Россия потеряла в числе покупателей нашего оружия Украину, Восточную Европу и Прибалтику. Наконец, Россия теряет позиции благодаря выходу на рынок вооружений Китая. СИПРИ не учитывает данные Китая, потому что они полностью засекречены. Но исследователи уверены, что Китай мог бы занять уверенные позиции в числе лидеров.

«Сегодня Китай активно «окучивает» не только большую часть Азии, но и Африку, занимая в ряде африканских стран ключевые позиции, в том числе по поставкам вооружений. Китай не под санкциями, он как бы политически нейтрален, что значительно облегчает ему задачу по покорению мирового рынка», — отмечает Андриевский.

Что касается западноевропейских компаний-производителей, входящих в «первую сотню», то их продажи оставались стабильными и составили в 2016 году 91,6 млрд долларов, что лишь на 0,2% больше показателя 2015 года.

Зато СИПРИ отмечает приход новых производителей из других стран, в число которых входят Южная Корея, Бразилия, Индия и Турция. Лидер здесь — республика Корея, которая в 2016 она показала рост в 20,6%, в денежном выражении ее продажи составили 8,4 млрд долларов.

«Южная Корея – мощная индустриальная держава, которая производит оружие в основном по лицензии США и экспортирует его по разрешению от США. Рост продаж связан с экономическим ростом  — они и для себя больше производят, и у них появляются дополнительные объемы, которые могут выбрасывать на мировой рынок. Они таким образом дополнительно зарабатывают. А обострение ситуации на корейском полуострове заставляет их больше денег тратить на оборону, оборонный заказ и производство своих вооружений», — говорит Алексей Арбатов.

«Южная Корея поняла, что экспорт вооружений — это один из двигателей экономического роста. Другие страны тоже с ростом своего ВВП уверенно входят на этот перспективный рынок. Прежде всего, это Индия. Турция в меньшей степени, а Бразилия только пытается»,  — заключает Андриевский.

Ольга Самофалова, ВЗГЛЯД

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх