Всего неделя прошла со дня встречи лидеров «Нормандской четвёрки» в Париже, но уже понятно, что договорённости по Донбассу не принесут существенных изменений. Хотя это было известно изначально, так как сами пункты, указанные в коммюнике, не способны повлиять на боевые действия в ЛДНР. Но даже их украинская сторона не способна выполнить.
Невыполнимые условия
Во-первых, бессрочное прекращение огня. Как заявил глава МИД Украины Вадим Пристайко, Киев намеревается объявить режим тишины с 20 или 21 декабря. На этот раз решили отказаться от идеи привязки к сезону или праздникам. Пусть будет «безымянное перемирие». Хоть, как бы оно называлось, лишь бы соблюдалось. В прошлый раз Российская Федерация отказывалась даже вести телефонные переговоры с представителями Киева, так как нарушались главные договорённости. Лишь спустя три года президенты Украины и России впервые смогли переговорить «с глазу на глаз», если не считать ещё по семь человек с обеих сторон. Но не суть. Главное, какие выводы были сделаны? Какие инструменты были разработаны, чтобы режим прекращения огня сохранялся? Никакие. Ничто не сделано для того, чтобы нарушающая сторона понесла санкционный урон. Хотя бы. Но и этого нет в новых договорённостях.
Во-вторых, обмен пленными и новые точки разведения сил и средств. Для того, чтобы понять, насколько сговорчивой будет украинская сторона в урегулировании этих вопросов, нужно посмотреть, кого поставили ответственным. А это никто иной, как Андрей Ермак, советник президента Украины. Это он накануне встречи в «Нормандском формате» сделал однозначное заявление, находясь на лондонском форуме, о скандальном проекте «Стена» в Донбассе. В случае, если бы главы государств не смогли договориться, то Киев вышел бы из Минских соглашений. Вместо возобновления боевых действий Украина построила бы стену, отделяющую неподконтрольную ВСУ территорию Донбасса. Несмотря на то, что Владимир Путин отверг все предложения Владимира Зеленского о пересмотре документа, Украина не стала хлопать громко дверью, а с неловкой улыбкой подписала документы.
Очевидно, что человек, придерживающийся радикальных взглядов, не способен на компромиссы. Переговоры Трёхсторонней контактной группы могут зайти в тупик. Украина уже это продемонстрировала, когда опубликовала фальсифицированный текст коммюнике. Саботаж на переговорах также присущ как старым переговорщикам из Киева, так и новым. Политика предшественников продолжает оставаться основной для Украины. А в некоторых аспектах команда Зеленского даже превзошла предыдущих правителей. Но об этом чуть позже.
В-третьих, особый статус Донбасса. Это ключевой пункт переговоров. На нём настаивает Москва, а Киев обещал написать новый закон, но из-за беззубости украинских властей, которая не может справиться с радикалами, встреча в Париже прошла только в начале декабря, а до конца года Верховная рада уже не успеет выполнить все необходимые процедуры. В результате — продление закона, который написал Порошенко и его националистически ориентированные депутаты. То есть, в реальности закон не действует до тех пор, пока не будут выполнены Минские соглашения, а Минские соглашения не будут выполнены, пока закон нормально не начнёт работать. Речь идёт о пунктах об амнистии. Именно о ней говорил Владимир Путин, когда вспоминал резню в Сребренице. Такой себе замкнутый круг, где никто и никогда не способен остановить войну, так как не может пойти на компромисс, а в условиях, в которых находится Украина, никаких компромиссов и быть не может. Ведь ВСУ потерпели поражение в Донбассе, а не наоборот. Поэтому не Киеву диктовать условия договорённостей.
Передел территорий
В понедельник, 16 декабря, появился текст законопроекта о децентрализации власти на Украине. В украинский парламент его подал глава украинского государства Владимир Зеленский. То есть, всё, что написано в нём, это инициатива президента.
Чтобы долго не копаться в деталях, почему никакой фактически децентрализации не будет, а вся власть так и останется в руках президента, достаточно отметить, что в глаза сразу же бросается отсутствие упоминания Донбасса. Никакого особого статуса там не учитывается. Его просто не существует. Это, кстати, единственная отличительная черта от закона, который был при Порошенко. Здесь Зеленский превзошёл своего предшественника.
Зато у Верховной Рады появляются новые возможности. Не внося правок в Конституцию Украины, украинский парламент теперь сможет изменять границы областей, убирать их вовсе, объединять и вносить прочие модификации. То есть, теперь Украина становится пластилином с точки зрения административно-территориально устройства.
Совершенно непонятно, для чего это делают в Киеве, но можно сделать предположения. Стоит вспомнить заявление Андрея Ермака о постройке стены, отделяющей остальную Украину от ЛДНР. По сути, это отказ от посягательств на территории. Это ещё называют «кипрский сценарий».
«Надо честно говорить со своим народом, пять лет «Минского процесса» не дали результатов. Надо искать другой процесс, если на это готовы наши партнеры западные. Если и это не сработает, тогда наше государство должно определить для себя, какой есть приемлемый путь развития. Может быть, «кипрский вариант» развития, когда государство знает, что оккупант «оттяпал» территорию, но все равно, несмотря на это, находит в себе силы развиваться и двигаться в том направлении, которое мы, большинство нашего народа, выбрали для себя», — заявлял ещё в октябре Вадим Пристайко.
Выходит так, что Киев давно готовится к отказу от территорий. В таком случае, у Украины остается лишь часть подконтрольной территории. Может получиться так, что Славянск, Мариуполь, Краматорск и другие города могут быть присоединены к соседним областям. В таком случае Украина может просто ликвидировать Донецкую и Луганскую область. От Донецк и Луганска ведь отказались, получается, что и областей таких существовать больше не может.
Но это всё пока написано вилами по воде. В Офисе президента Украины пока не прокомментировали неоднозначный законопроект. Быть может, это всё ещё переиграется. Киев может отказаться от ультиматумов, как он это делал и ранее. Очевидно, что Владимир Путин в марте 2020 года, если встреча в Берлине состоится, не станет пересматривать Минские соглашения, как того хотят люди Зеленского. Получается, что договариваться не получается. Но сможет Украина перейти от слов к действиям? Ведь в этом случае Западу придётся снимать экономические санкции с Российской Федерации.
Денис Григорюк, Аналитическая служба Донбасса
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки
Свежие комментарии