Привычным журналистским штампом стали слова о «неподконтрольных» национал-радикалах, якобы выступающих в роли самостоятельной силы. Силы, без учета позиции и возможностей которой, нельзя понять общую ситуацию на Украине. Но действительно ли национал-радикалы никому неподконтрольны, являясь самостоятельной политической силой хотя бы в отдаленном приближении?
Впервые частые упоминания о них появились в украинских СМИ при президентстве Януковича. Можно даже точно назвать время, когда это произошло – весна 2011-го года. Именно тогда в АП было принято решение о стратегической линии подготовки к президентским выборам 2015-го года. Глава АП Левочкин, впоследствии организатор, давшей старт государственному перевороту, провокации «избиения студентов», пролоббировал план группы американских политических консультантов под командой небезызвестного Пола Манафорта. План, в итоге, ударивший по самому Виктору Федоровичу, собственноручно создавшему боевой кулак «евромайдана»… Суть его заключалась в том, чтобы вывести во второй тур спарринг-партнером ультранационалистического кандидата. Аналитики Манафорта считали, что страх перед возможностью прихода национал-радикалов к власти, заставит голосовать за Януковича даже большинство критически к нему относящихся избирателей.
С этой целью решили раскручивать лидера необандеровской «Свободы» Олега Тягнибока. Но сложность заключалась в том, что его, хотя и самая крупная на тот момент, националистическая партия, влачила полумаргинальное существование, демонстрируя слабые электоральные результаты на Западной Украине и ничтожные в остальных регионах. Не существовало тогда у тягнибоковцев и реального «силового крыла», не считая показного мелкого хулиганства под телекамеры.
С этого времени власть начала не только накачивать «Свободу» финансами через приближенных олигархов, но и помогать становлению боевиков, ощутивших к началу путча полную безнаказанность. Одновременно, для полноты картины, раскручивались и другие ультранационалистические группировки. Благодаря проведенной работе, контролируемые регионалами масс-медиа имели все основания пугать обывателей разгулом национал-радикалов, скромно умалчивая, почему нарушение закона не вызывает никакой реакции у СБУ и МВД.
Пик упоминаний о страшных, совершенно никому неподконтрольных, национал-радикалах, пришелся на время переворота. Чтобы показать собственную «умеренность», его организаторы – Яценюк, Турчинов и сам Тягнибок постоянно запугивали Януковича мифическими, неконтролируемыми радикалами-боевиками, добиваясь, таким образом, все новых уступок от насмерть перепуганного президента.
Конечно, боевиков на майдане было немало, и их количество увеличивалось не только количественно, но качественно. Начав с палок и коктейлей Молотова, к февралю 14-го они уже имели огнестрельное оружие, включая автоматическое. Но все, сколько-нибудь организованные, боевики подчинялись тому или иному из руководящего трио, а сказка о «неподконтрольности» являлась примитивной ширмой для запугивания власти.
С поражением Януковича сказка о «неподконтрольных национал-радикалах» не только не умерла, а и обрела новое дыхание.
Впрочем, один неподконтрольный радикал в 2014 году действительно появился – руководитель ровенской УНА Сашко Билый (в миру — Александр Музычко). Он, после победы «евромайдана», пользуясь состоянием всеобщего развала госструктур, фактически установил свою власть в области с помощью преданных ему боевиков. Несомненно, что Музычко раньше вела и опекала СБУ – с такой бурной биографией, включающей боевые действия в Чечне на стороне дудаевцев, иного не могло быть по определению. Однако он самонадеянно посчитал, что теперь можно уйти в самостоятельное плавание.
Но его атаманство продлилось недолго – в ночь с 24 на 25 марта руководитель ровенских боевиков был застрелен «при задержании» спецназом МВД «Сокол». Согласно официальной версии, в ходе перестрелки, по свидетельствам очевидцев – в спину, уже с надетыми наручниками и заведенными за спину руками.
И судьба не в меру возгордившегося Сашка Билого – красноречивый пример, что ожидает чересчур заигравшихся национал-радикалов, решивших выйти из-под контроля кураторов и поиграть в независимость.
Часто приводят другой пример наличия, пусть и немногочисленных, но действительно неподконтрольных национал-радикалов. Имеется в виду ликвидация СБУ в декабре 2015 года одного из лидеров «Тризуба» Олега Мужчиля (более известного по кличке «Лесник»). Правда «неподконтрольный» тризубовец состоял в агентурном аппарате ГУР МО, и, скорее всего, речь шла об обычном выяснении отношений, традиционно конкурирующих за влияние, силовых структур.
Показательно, что грозный «Тризуб», с его постоянной «смерть ворогам» и селфи боевиков с оружием, как и остальные национал-радикалы, негодование убийством «побратима» выливал исключительно в фейсбуке.
Тем не менее, власти охотно говорят о неподконтрольности национал-радикалов. По понятной причине… Есть мероприятия, которые открыто проводить с помощью официальных силовиков неудобно. Хотя бы из-за Запада, требующего минимального соблюдения внешних приличий своим клиентом. Скажем, действия по уничтожению противников режима зачастую невозможно прикрыть флером законности даже при установившемся тоталитаризме. И, это далеко не единственная задача. Например, нельзя же прямо послать громить «Россотрудничество» в Киеве полицию или один из ведомственных спецназов. Вот и приходится продолжать разыгрывать старую и всем очевидную комедию с «неподконтрольностью».
Не менее важно и следующее. Людям в погонах главное отчитаться перед начальством, пусть выполнив порученное и формально. Они только исполнители, в подавляющем большинстве готовые служить любой власти. А нередко бывают задачи, которые эффективно может исполнить только человек идейный (что, конечно, не означает отказ от вознаграждения за проделанную работу).
Единственная разница с эпохой «панды» состоит в том, что если тогда все «неподконтрольные» контролировались из СБУ, в рамках одной поставленной задачи, то ныне единого центра контроля не существует. Сейчас радикалы контролируются и направляются из двух центров. Порошенковской СБУ и аваковского МВД, подчиняющегося президенту сугубо номинально и, нередко, работающего против последнего.
В этом смысле неподконтрольность национал-радикалов наличествует… Президентские боевики, курируемые СБУ, неподконтрольны Авакову. Курируемые МВД, в свою очередь, неподконтрольны Порошенко.
При этом все же неправильно представлять национал-радикалов полными марионетками силовиков. И силовые структуры не чета былым, и среди вождей национал-радикалов, кроме откровенных клоунов в камуфляже, появились сильные харизматичные фигуры, несомненно считающие, что еще неизвестно кто кого использует и стремящиеся выйти, хотя бы частично, из-под плотной опеки. Но при всем том, даже в условиях Руины, система, в конечном счете, неизменно сильнее отдельных фигур.
Сами национал-радикалы особо не скрывают свою тесную связь с официальными силовыми структурами, хотя и пытаются утверждать, что это взаимодействие взаимовыгодно.
Так, лидер активной национал-радикальной организации С14 Евген Карась откровенно рассказал об этом в интервью: «В СБУ есть много департаментов, которые сепарами занимаются. Но мы чаще, когда их задерживаем, звоним в департамент национальной безопасности и государственности, потому что департамент контрразведки, говорят, недостаточно эффективен… Со Службой безопасности у нас взаимодействие только в рамках сепаратистов. Если у нас есть информация – мы ее им передаем в СБУ. У них есть информация – иногда они передают нам… Причем они информируют не только нас, но и Азов, Правый сектор и так далее».
Ничуть не скрывает шеф С14, что и в «Одесской Хатыни» радикалы приняли участие не только по своей инициативе: «Например, Одесса, 2 мая. Все говорят, что зашло русское бабло на дестабилизацию. Поэтому спрашивают: кто может приехать? Будет жопа, помогите».
Не сильно камуфлируют свою связь с МВД и аваковские. Организованные подполковником МВД Андреем Билецким, прекрасно обмундированные и снаряженные, «Национальные дружины» прямо преподносятся «помощниками полиции». Кстати, присягу «дружинники» демонстративно приняли совсем рядом с АП, явно показывая, кто хозяин в Киеве.
Недаром у Порошенко создание «Национальных дружин» вызвало крайнее раздражение. Трудно ведь не понять, что, в первую очередь, колокол звонит по нему. Петр Алексеевич не удержался и открыто покритиковал появление у Авакова серьезной вспомогательной силы, не связанной формальными ограничениями в действиях, как у официальных силовиков: «Я хочу спросить каждого из вас: когда вы смотрели на «Национальные дружины» на Крещатике, каждый из вас чувствовал себя безопаснее, когда смотрел на этих парней? Монополия на власть, на оружие принадлежит государству».
Президент попробовал даже угрожать «активистам» Билецкого, вдруг вспомнив, что «если кто-то будет незаконно применять оружие, за это должна быть неотвратимая ответственность».
Разумеется, все эти угрозы остались только словами – силу СБУ может демонстрировать только в отношении антинационалистов, но никогда не пойдет на прямое столкновение с сильной вооруженной организацией под прямым патронатом МВД.
Пустое сотрясание главой государства воздуха дало обоснованный повод вождю «Национального корпуса» («дружины» являются де-факто его боевым крылом) поиздеваться над разгневанным, но бессильным главнокомандующим. Попутно Билецкий не забыл на будущее обвинить Порошенко и в «пророссийской» ориентации: «Скажите, пожалуйста: чувствуете ли вы себя безопаснее в стране, ведущей войну четвертый год (которую Порошенко обещал закончить за неделю)?
Чувствуете ли вы себя безопаснее в стране с президентом, который ведет бизнес с врагом, бросает государство и пост Главнокомандующего во время войны на неделю для отпуска на Мальдивах, президент которой является священником патриархата государства-агрессора, чьи дети и родственники вызывающе демонстрируют приверженность России?
Чувствуете ли вы себя безопаснее в стране с «фантиков» реформой полиции, которую нам выдавали за панацею от криминала. На самом деле улице утонули в тюрьме и наркотиках?
Чувствуете ли вы себя безопаснее в стране, где армия деградирует на глазах, где социальная и экономическая ситуации близки к коллапсу, но президент (благодаря слепому траста) – становится все богаче и богаче?..
Он построит «Украина его мечты» – бесхребетную и беззащитную страну-колонию, «аграрную сверхдержаву» без армии, без науки, без экономики, в конечном счете – без населения, уедет в Польшу по грибы. С его точки зрения, так и удобнее, ведь некому будет доброволить, самоорганизовываться и строить страну».
С необратимой деградацией силовых структур, в которых профессионалы заменены безрукими, но преданными руководству майданными назначенцами, роль «неподконтрольных национал-радикалов» во внутриэлитных столкновениях режима будет неуклонно возрастать. Возрастать тем больше, чем глубже будут становиться разногласия и ожесточеннее борьба за власть. В обозримом будущем без националистических боевиков станет затруднительно представить то или иное развитие политической ситуации на Украине, но от этого инструмент все равно не станет самостоятельным фактором.
Свежие комментарии