Бытовой антисемитизм, долгое время воспринимавшийся в Европе как явление сугубо маргинальное, резко выходящее за рамки стандартов цивилизованного поведения и потому хорошо скрываемое его редкими апологетами, «неожиданно» для политического класса вынырнул из темных бездн коллективного бессознательного на освещенные солнцем улицы городов Старого света
После очередного погрома на еврейском кладбище президент Франции Эмманюэль Макрон (решивший, судя по всему, возглавить «крестовый поход» против всякого рода ксенофобии) и и его супруга Брижит, – видимо, от отчаяния, – посетили мемориал Шоа (музей, посвященный истории Холокоста) в Париже.
Вместе с председателем Сената Жераром Ларше и спикером Национального собрания Ришаром Ферраном Макрон возложил цветы к мемориалу. «Мы хотим продемонстрировать национальное единство. Наше общество нуждается во всех, и антисемитизму нет места в нашей республике», — сказал председатель Нацсобрания.
Однако факты говорят о том, что политическая элита Франции несколько заблуждается. В Пятой республике антисемитизм чувствует себя вполне уверенно. Оказалось, что мировоззренческие установки французских обывателей довольно архаичны и эта архаика только ждала своего часа, чтобы быть разбуженной растущими экономическими проблемами, непродуманной политикой властей, популизмом политических демагогов и общей неуверенностью в завтрашнем дне.
И речь не только о Франции. Еврейские общины с тревогой отмечают, что все больше сталкиваются с усилением антисемитизма в своих странах. Об этом заявил недавно глава Совета раввинов Европы (СРЕ) Пинхас Гольдшмидт. По его мнению, риторика левых и правых политических сил сделала угрозу террора для евреев более реальной, чем когда-либо прежде.
Очевидно, что радикализм любого толка рождает чудовищ. И в этом смысле анонимные нацисты-вандалы, разбивающие могильные камни, мало отличаются от не скрывающих своих лиц «желтых жилетов», которые прод лозунгами социальной справедливости планомерно превращают Францию в руины.
На днях от одной из групп таких «борцов за народное счастье» чудом спасся французский философ, академик и писатель еврейского происхождения Ален Финкелькраут, вся «вина» которого заключалась в том, что он не стал «прыгать вместе» с протестующими, отказавшись надеть предложенный ему «символ сопротивления» – желтый жилет. Погромщики ответили ему
свистом, улюлюканьем и градом антисемитских выпадов. Хорошо еще, что не повесили на уличном фонаре.
Президент Франции Эммануэль Макрон осудил действия манифестантов, а также назвал Финкелькраута выдающимся писателем. «Антисемитские оскорбления, которым он подвергся, являются полным отрицанием того, кем мы являемся и того, что делает нас великой нацией. Мы этого не потерпим», — написал французский лидер у себя в Twitter.
Сейчас французская прокуратура занимается расследованием этого прискорбного случая. Но понятно, что даже посадив зачинщиков в тюрьму, французские власти не справятся с разлитой по обществу ксенофобией.
Центр Кантора по изучению современного европейского еврейства при Тель-Авивском университете в своем специальном исследовании отметил, что хотя число насильственных преступлений против евреев снизилось на 9 процентов, но общее число антисемитских акций не только не сократилось, но и выросло. Сюда входят и притеснения на работе и в школе, и осквернение кладбищ, попытки поджога синагог и другие акты вандализма.
Сегодня, по мнению аналитиков Центра, евреи живут в Европе как в осажденной крепости, причем в буквально смысле этого слова. Вокруг еврейских кварталов круглосуточно дежурит полиция и армия. Особенно тяжко приходится евреям во Франции, где около 60 тысяч человек были вынуждены в последние годы поменять место жительства, чтобы убежать от преследования. Как говорится в исследовании, «практически 40 процент преступлений на почве ненависти было зарегистрировано именно против евреев, при том, что евреи во Франции составляют всего 1 процент населения».
Не лучше обстоят дела в еще одном столпе Евросоюза — Германии. Там произошел рост всех форм антисемитских преступлений. Одной из причин нынешней тяжелой ситуации, по мнения исследователей Центра, является приход к власти в странах ЕС правых и левых радикалов.
Проблема еще и в том, что Европа все меньше помнит о трагедии европейского еврейства, а многие считают, что евреи спекулируют на теме Холокоста. Не случайно нападения на евреев часто списываются на преступность, хулиганство и террор, «не имеющий национальности». Интересно, что по мнению ряда специалистов, Израиль все меньше вписывается в картину западного менталитета, где есть сильные и слабые, плохие (агрессивные) парни и хорошие, защищающие слабых. Поскольку палестинцы относятся к слабым, «обижающие» их израильтяне автоматически попадают в разряд плохих парней. Идея о том, что сильные имеют право защищать себя, выпадает из этой системы. Но это, конечно, только один из аспектов проблемы.
В общем, европейский антисемитизм растет, что подтверждает исследование международной группы Института Пирса по изучению антисемитизма из Лондонского университета, проанализировавшей антисемитские тенденции в пяти европейских странах: Бельгии, Великобритании, Германии, Нидерландах и Франции.
По данным авторов опроса, в 2017 году 78 процентов евреев в Германии ощутили на себе растущую угрозу антисемитизма. Более чем у двух третей (63 процента) французских евреев в 2016 году сложилось впечатление, что в их стране существует «антиеврейский» расизм. И почти половина (48 процентов) читателей еврейского еженедельника Nieuw Israëlitisch Weekblad, издающегося в Нидерландах, признались в том, что в 2017 году они опасались за свою безопасность на фоне растущего в стране антисемитизма.
Насколько серьезны опасения и чувства опрошенных участников, свидетельствуют статистические данные из Франции: в 2012 году оттуда эмигрировали в Израиль 1900 евреев. Затем это число стало быстро увеличиваться: в 2015 году количество репатриантов составило уже 7800 человек. И хотя в следующем году показатель снова снизился — из страны выехали 5000 человек, — он по-прежнему вдвое выше по сравнению с периодом до 2012 года.
Встревожены и бельгийские евреи: власти в Брюсселе неоднократно предостерегали их от того, чтобы носить на улицах кипу, звезду Давида или другие атрибуты иудаизма. Многие еврейские родители в Бельгии не надевают своим детям магендовид с момента конфликта в секторе Газа в 2014 году.
При этом, по словам исследователей, нет никаких доказательств того, что антисемитскую волну создают мигранты из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Антисемитизм — это проблема, ответственность за которую несет большинство населения Европы, а не исключительно или даже преимущественно различные меньшинства, констатируют эксперты. Во многих аспектах он стал нормальным, приемлемым для обывателя.
И этот пугающий дрейф не в силах остановить ни Макрон с его пафосными апелляциями к прогрессизму, ни ставка на традиционную европейскую толерантность, которая, как мы видим, вовсе не является имманентной чертой характера среднестатистического жителя Старого света.
Обязательно подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен
Свежие комментарии