Как и следовало ожидать, добившись решительного прорыва в юридической, а точнее, в финансовой области, Вашингтон, выражаясь военными терминами, перешел к активному развитию достигнутого успеха.
Как на днях сообщили мировые СМИ, по требованию США канадские власти задержали находившуюся в стране с деловым визитом Мэн Ваньчжоу, являющуюся финдиректором ведущей китайской корпорации Huawei.
Официальное основание – переводы средств компании в Иран, Судан и Ливию, что является прямым нарушением американских санкций против этих стран.Парадокс ситуации заключается в том, что при этом никаких прямых обвинений по сей день не выдвинуто. Просто «сотрудничавший» с органами финансового контроля Соединенных Штатов «французский» банк HSBC уведомил о «подозрительном движении денежных средств», и Америка начала расследование.
Однако все указывает на явную спланированность провокации, так как министерство юстиции США упоминало о начале следственных действий еще в апреле текущего года, тогда как «интересующий американские власти период противоправных действий» касается деятельности китайского электронного гиганта аж с 2016 года, тогда как собственно сами «нарушенные санкции» были официально введены Вашингтоном с 7 августа (основные) и 5 ноября (дополнительные) 2018 года.
На первый взгляд, все выглядит попыткой американских властей обложить Huawei данью по той же схеме, по которой они сумели вытрясти из другого китайского телекоммуникационного гиганта ZTE 1,19 млрд долларов штрафа. Но в действительности дело обстоит явно иначе.
Китай до сих пор в массовом представлении считается чем-то вроде страны-копира. Да, большого, да, очень богатого, да, умеющего интегрировать и производить технически интересный результат, но все равно копирующий передовые технические и технологические открытия. Однако на практике в ряде областей он уже не только сравнялся с лидерами, но и явно превзошел их.
Прежде всего, это касается области связи и телекоммуникаций. Huawei Technologies активно продвигает по миру технологию связи 5G, не просто обгоняющую нынешний уровень мобильных коммуникаций в Северной Америке, а фактически являющуюся готовой основой для реального перехода к полностью цифровой экономике. И ладно бы у себя дома или в активно осваиваемой китайцами Азии.
Huawei имеет «наглость» прочно закрепиться в Канаде, выйдя на уровень обсуждения с канадскими властями отдельного двустороннего соглашения о свободной торговле, далеко выходящего за рамки только отрасли связи. Санкции санкциями, но статистика показывает, что за первые три квартала текущего года внешнеторговый оборот КНР достиг отметки в 3,22 трлн долларов, что на 9,9% выше аналогичного периода прошлого года.
Вот Вашингтон и решил стукнуть кулаком по столу, поставив ребром вопрос – кто в доме хозяин. В конце концов, одним из условий подписанного недавно договора USMCA, заменившего ранее действовавший NAFTA, является пункт об ограничении права участникам на свободную торговлю с третьими странами. А тут прямое нарушение дисциплины.
Причем наказать Канаду за это невозможно. Точнее, юридическое основание имеется, но введение любых санкций, во-первых, плохо отразится на собственной экономике США, во-вторых, грозит заметно подмочить репутацию Трампа как триумфатора, заменившего «старый и несправедливый для Америки торговый договор новым и справедливым». А репутация главе Белого дома в свете приближающихся выборов на второй срок чрезвычайно важна.
Другой вопрос, что сделано все крайне топорно. Заведомая политизированность и откровенная тенденциозность действий США, что называется, лезет из всех щелей. Китай американские санкции не поддерживал и даже не признавал. Впрочем, прямо от их соблюдения он и не отказывался, в результате чего и оказался в нынешней тупиковой ситуации.
Если в истории с ZTE, ради сохранения торговых отношений, еще можно было пытаться делать вид, что происходящее носило чисто хозяйственно-юридический характер, пусть даже спорный, но в целом действия Вашингтона как-то оправдывающий, то сейчас и слепому ясно – не получив решительного отпора, США не остановятся и продолжат попытки усиливать давление. Уступив сейчас, КНР рискует потерять уже не просто деньги, а что куда более важно – потерять лицо и уважение. Прежде всего, перед собственным народом, что для китайских властей является значительно более существенным мотивом, так как от него зависит сохранение в стране социального договора.
Как потому, что действия США носят уже откровенно вызывающий характер, так и по менее очевидной, но явно не менее важной причине: Мэн Ваньчжоу является не только высшим руководителем финансовой службы, но и дочерью основателя компании Huawei Жэня Чжэнфэя, человека в Китае не только весьма известного, но и являющегося значительным лицом в правящей партии страны. Таким образом, Вашингтон атаковал не просто частную компанию, он не просто нанес удар по всей стратегической программе экономического развития КНР, а нанес персональный удар по Компартии Китая.
С другой стороны, Китай на данный момент эффективных инструментов давления на США не имеет. Формат зеркальных торговых санкций исчерпан, а больше козырей у него «по правилам» нет, что ставит Пекин перед необходимостью поиска каких-то ассиметричных ответов. Какими они окажутся – и является самым интересным моментом. Сможет ли Китай адекватно или асимметрично ответить – покажут ближайшие пару недель.
Александр Запольскис, ИА REX
Свежие комментарии