В ответ на требования властей Испании пояснить, объявила всё же Каталония о независимости или нет, глава автономии Карлес Пучдемон призвал Мадрид к диалогу. В МИД страны отреагировали на это негативно, отметив, что Пучдемон так и «не внёс ясности, о которой его просили». Эксперты говорят, что ситуация зашла слишком далеко, чтобы разрешиться для обеих сторон конфликта без последствий, а Брюссель, заняв сторону Мадрида, поставил под вопрос сам смысл существования ЕС.
Власти Каталонии ответили на призывы Мадрида определиться со статусом региона. Глава автономии Карлес Пучдемон написал письмо премьер-министру Испании Мариано Рахою с призывом в течение двух месяцев начать диалог по сложившейся ситуации. Документ опубликован в официальном Twitter женералитата.
Пучдемон ещё раз обрисовал ситуацию в регионе, напомнив о прозрачности решения конфликтов в Европе. В связи с этим он выразил удивление, что Мадрид намерен применить 155-ю статью Конституции, которая разрешает ограничить самоуправление в автономном сообществе. Глава Каталонии также призывал к диалогу и переговорам.
«Приоритет моего правительства — это активный поиск диалога. Мы хотели бы вести диалог, как это делают демократические государства, разрешая проблему, которая была поднята большинством населения Каталонии. Они хотят идти своим независимым путём в рамках европейского сообщества», — говорится в документе.
Далее Пучдемон напоминает, что большинство людей, проголосовавших на референдуме 1 октября, высказались за независимость региона. Кроме того, ранее на выборах в местный парламент победу одержали партии, которые и раньше боролись за отделение. Все эти факторы свидетельствуют о воле народа. Завершает своё письмо глава Каталонии ещё одним призывом мирно обсудить ситуацию.
«Наше приглашение к диалогу остаётся честным и искренним. В связи с этим в ближайшие два месяца нашей первоочередной задачей является начало диалога», — заключил Пучдемон.
Это письмо стало ответом на запрос совета министров Испании, который был направлен властям Каталонии 11 октября с требованием объяснить, провозгласил ли регион независимость. Пучдемон должен был предоставить свой ответ до 10:00 (11:00 мск) понедельника. Если бы ответа не последовало, испанские власти готовы были в четверг задействовать 155-ю статью Конституции, в соответствии с которой можно ограничить самоуправление Каталонии.
Правительство Испании, со своей стороны, уже заявило, что его не устроил ответ Пучдемона, так как он так и не разъяснил, объявил ли регион независимость или нет.
«Письмо, которое мы получили, не соответствует требованиям. Правительство, поскольку истёк срок в 10:00 утра (11:00 мск), ответит», — заявил министр иностранных дел Испании Альфонсо Дастис в Люксембурге.
Глава МИД никак не прокомментировал призыв к диалогу, отметив лишь, что Пучдемон «не внёс ясности, о которой его просили».
При этом вице-премьер Испании Сорайя Саэнс де Сантамария заявила, что Мадрид не отказывается от диалога, но переговоры должны проходить в рамках закона.
Единственный путь решения
Министр иностранных дел России Сергей Лавров прокомментировал в понедельник сложившуюся в Испании ситуацию. По его словам, этот вопрос страна должна решить самостоятельно, но при этом в рамках Конституции и только с помощью переговоров.
«Мы рассматриваем это как внутреннее дело Испании, испанского государства. Мы слышим призывы к диалогу, мы слышим заявления о готовности к диалогу, в том числе из Барселоны. Я думаю, что это единственный путь к рассмотрению той ситуации, которая сложилась в результате референдума», — сказал Лавров.
Глава МИД РФ также выразил надежду, что диалог начнётся в ближайшее время и будет найдено «решение в рамках Конституции Испании с учётом того, как всем гражданам Испании жить комфортно, в безопасности и в тесном контакте друг с другом».
За независимость, по данным каталонского правительства, на референдуме 1 октября проголосовали 90,18% избирателей, явка составила 43,03%. Испанские власти с самого начала объявили голосование незаконным, направив в Каталонию национальную гвардию, чтобы заблокировать избирательные участки. Представители правопорядка действовали достаточно жёстко, применяя против местных жителей резиновые пули и перечный газ. Пользователи соцсетей сообщали о многочисленных случаях необоснованного насилия. В Мадриде до сих пор отказываются признавать результаты референдума, ссылаясь на конституцию, которая не позволяет отдельному региону решать судьбу всей страны.
Демократия по-европейски
При всей неопределённости ситуации ЕС занял достаточно однозначную позицию, что ставит под вопрос, насколько вообще свободны в своём выборе граждане Европы, считает представитель Великобритании в Европейском парламенте Генри Джилл.
«Реакция на события в Каталонии от руководства ЕС, в особенности от Жана-Клода Юнкера, вызывает разочарование. Они сразу же сбились вокруг испанского правительства в Мадриде, полностью проигнорировав насилие с его стороны, в результате которого пострадали почти 900 человек и которое нарушает целый ряд прав граждан Евросоюза. Здесь мы видим политическую подоплёку этого проекта. В 2008 году в ходе одностороннего объявления полной независимости Косово ЕС полностью это поддержало. Здесь ЕС посчитал, что ему слишком трудно будет работать с разными правительствами и советами министров, но этой причины недостаточно. В конце концов, вопрос здесь стоит в том, верите ли вы право людей на самоопределение и их право выбирать своё будущее», — рассказал RT эксперт.
По его мнению, если люди хотят независимости, то они её в любом случае добьются, как, например, это было в Великобритании.
«В случае с брекситом нам грозили экономическим крахом, но люди хотели независимости и самостоятельности. Сейчас это происходит в Венгрии, Польше и конечно же на выборах в Австрии. Желания людей меняются, и Юнкеру нужно поспевать за этим трендом, иначе он потеряет много областей в ЕС», — пояснил представитель Европарламента.
Таким образом Брюссель поддержал Мадрид, проигнорировав права каталонцев и скопрометировав всю европейскую систему свобод.
«Никто не хочет расстраивать Мадрид, но что делать с 9 млн граждан Каталонии — кто будет представлять их интересы перед лицом государственного насилия? И если ЕС не в состоянии это сделать, то зачем он тогда вообще нужен?» — заключил эксперт.
С другой стороны, Карлос Пучдемон никогда и не думал, что Каталония станет полностью независимой республикой, считает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Екатерина Черкасова.
«Его положение внутри каталонского парламента всегда было очень сложным, потому что коалиция, которую он возглавляет, всегда зависела от поддержки ультралевых, которые действительно занимают бескомпромиссную позицию. Ему приходится лавировать и считаться с этими людьми. Он занимает гораздо более умеренную позицию», — поясняет эксперт.
По словам Черкасовой, референдум о независимости задумывался как призыв и метод мобилизации населения, а также «способ шантажа Мадрида для получения определённых преференций для региона».
Однако, подчёркивает политолог, ситуация зашла уже очень далеко, и не исключено, что теперь «будут применены какие-то силовые меры, в том числе в отношении Пучдемона лично».
Валерия Маслова, RT
Свежие комментарии