Для представителей власти процесс будет важнее результата, потому-то, вместо реальных изменений они вскармливают обществу симулякры и пиар-ходы в виде презентаций и слайдов
Тема реформ в Украине уже стала притчей во языцех. После Евромайдана в реформаторы (а заодно и антикоррупционеры) подались буквально все, кому не лень.
Как результат – по всем социально-экономическим показателям Украина опустилась на последние места в Европе. Если же сохранится текущая динамика (а предпосылок для перелома заданного в 2014 году тренда не просматривается), то в перспективе это будут последние места даже не по Европе, а по миру.Правящая верхушка заявляет, что за три с половиной года проведено целых 144 реформы. Правда, если взглянуть на список этих 144 реформ, то большинство пунктов – это сугубо операционная деятельность правительства и откровенно малозначимые изменения для широких слоев населения вроде упрощения процедуры установки счетчиков и снятия частичного запрета на пользование сетью Интернет заключенными. Видимо, для власть придержащих процесс куда важнее результата – потому, вместо реальных изменений, обществу «скармливают» симулякры и пиар-ходы в виде бесконечных презентаций, слайдов, концепций, стратегий, «дорожных карт» и т.д. (с 1 марта 2014 года Кабмин поддержал 28 стратегий, 55 концепций и 10 государственных целевых программ – а где результат-то?).
Куда более скептично оценивают количество и качество проведенных реформ западные структуры. В частности, недавно глава Представительства ЕС в Украине Хьюг Мингарелли заявил, что Киев отстает от графика проведения реформ, предусмотренных Соглашением об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Согласно анализу ведомства Мингарелли, в период с 1 декабря 2016 года по 1 ноября 2017 года Киев должен был выполнить 86 обязательств в проведении реформ, однако украинские власти выполнили только 10 из них, что составляет 11%. По состоянию на начало декабря в открытом доступе все еще не было Плана действий по имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС, утвержденного на заседании Кабмина 25 октября 2017 года.
Кроме того, как свидетельствует датированный 1 сентября 2017 года отчет Секретариата Энергетического сообщества, официальным Киевом не выполнена ни одна из приоритетных задач в нефтяной отрасли (среди них – создание минимальных запасов нефти и нефтепродуктов, принятие нового Кодекса о недрах, принятие рекомендаций по контролю за работой автозаправочных станций и прочее).
Тут стоит заметить, что те нормы Соглашения об ассоциации с ЕС, открывающие новые возможности для украинского общества и бизнеса, преимущественно либо не имплементируются вовсе, либо остаются лишь «на бумаге», т.к. отсутствуют механизмы их реализации. А вот те, которые являются откровенно вредительскими, внедряются в первую очередь. Яркий пример тому – так называемая либерализация рынка энергетики в рамках выполнения норм Третьего энергопакета, которая привела к экспоненциальному росту тарифов естественных монополий (притом, что самой демонополизации, предусмотренной Третьим энергопакетом, не произошло – вертикально интегрированный холдинг «ДТЭК» Ахметова за последние годы лишь укрепил свои позиции на рынке). Кстати говоря, нормы Третьего энергопакета игнорируются многими странами ЕС, потому та поспешность, с которой внедряют «реформы» в украинском энергетическом секторе не может не вызывать удивления. Хотя, учитывая тот факт, что энергетика и сфера ЖКХ являются одними из немногих оставшихся крупных «дойных коров» для элитариев, все становится на свои места.
Принимая во внимание тот факт, что выделение Украине денег со стороны ЕС остановлено, а присоединение к четырем союзам ЕС (таможенному, энергетическому, Шенгенской зоне, Единому цифровому рынку), о чем упоминал Петр Порошенко по итогам последнего саммита Восточного партнерства в Брюсселе, практически исключено, имеет смысл задуматься о сворачивании тех «реформ» в энергосекторе, внесших серьезнейшую лепту в обнищание населения. Да и в целом о пересмотре Соглашения об ассоциации с ЕС, чьим главным минусом является демонтаж таможенных барьеров, что демотивирует потенциальных иностранных инвесторов локализировать производства в Украине.
Но даже оставляя за скобками желание «верхов» присваивать коррупционную ренту (в случае с энергетикой), вышеуказанный тезис имел бы право на существование, если бы Украина была полностью суверенным государством с национально ориентированной элитой. В нынешних же реалиях ЕС имеет мощный рычаг давления на Киев в виде возможности приостановить пресловутый «безвиз», являющийся единственным реальным достижением нынешней власти (и то условным, т.к., не случись Евромайдан и последовавшие события, «безвиз» наверняка был бы получен еще в 2014 году одновременно с Молдавией), в случае отказа от предусмотренных Соглашением об ассоциации с ЕС антисоциальных преобразований. Как вырваться из этого порочного круга – большой вопрос.
В общем, в следующих политических циклах разгребать те «авгиевые конюшни», которые оставит после себя «команда реформаторов», придется очень-долго. Если, конечно, к тому времени останутся кадры, способные к решению подобных задач.
Свежие комментарии