На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

News Front - Новостной Фронт

8 477 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Маловато будет.СК Белоруссии зад...
  • Сергей Иванов
    А вероятности воровства газа из проходящего через Украину трубопровода америкосы (европейцы) не допускают? Странно.Politico: в Белом...
  • Питер Эсклянов
    За призыв конфискации финансовых активов другого государства, это можно считать как непорядочность и призывающих нужн...Великобритания на...

Турецкий тупик «Транссиба Закавказья»: когда же регион будет полностью разблокирован?


Железные дороги на Южном Кавказе, имеющие важнейшее значение не только для кавказских, но и евроазиатских экономических связей, уже разблокируются


К сожалению, пока не все: сказываются последствия недавней карабахской войны. Тем не менее в Москве, Баку и Ереване подтверждают, что железные дороги в регионе вскоре возобновят работу. Но об участии Турции в этом процессе почему-то пока говорят мало. Притом что Анкара ввела транспортную блокаду Армении еще в сентябре 1993 года. Зато железная дорога Турция — Грузия — Азербайджан как исправно работала, так и работает. Впрочем, и железная дорога Турция — Иран — Азербайджан тоже.

В то же время не Иран, непосредственный сосед Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха, а Турцию, всецело поддерживающую Азербайджан (в отличие от нейтрального Ирана), допустили к мониторингу ситуации в Нагорном Карабахе и в примыкающих к нему районах между Арменией и Азербайджаном. Но такой допуск, как и ранее заявленное разблокирование транспортных артерий в регионе, не сопровождаются обязательством Анкары упразднить транспортную блокаду Армении. В такой ситуации, как отмечают армянские СМИ, Ереван вполне может поставить условие: Армения разблокирует свои транзитные железные дороги в том случае, если будет отменена турецкая транспортная блокада Армении.

Турция, прежде всего в силу географического фактора, едва ли сможет устраниться от решения этого вопроса.

Именно по маршруту Армения — Азербайджан обеспечивается для Анкары кратчайший выход к России, а также к Каспийскому бассейну, в том числе к нефтегазовым залежам.

Турецкий бизнес участвует в их освоении.
Поэтому, как полагает российский эксперт Андрей Арешев, «наверняка ведутся и армяно-турецкие переговоры о нормализации отношений и об открытии границы». По его оценкам, «Турции выгодно закрыть для себя один из региональных конфликтов, продемонстрировав свою незаменимость как регионального игрока». Соответственно, Анкара и Баку «будут стремиться к тому, чтобы повысить экономическое влияние на Армению».

Однако в Армении скептически оценивают решение транспортного вопроса со стороны Турции. Тем более что Анкара, похоже, не планирует решать его без Баку. Так, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил на днях: «…если перемирие в Нагорном Карабахе будет долгосрочным, Турция и Азербайджан могут предпринять шаги для нормализации отношений с Арменией. Мы будем координировать этот процесс взаимно с Азербайджаном».

Как видим, пока со стороны Анкары нет никакой конкретики. А ведь разблокирование железных дорог создаст для Азербайджана кратчайший путь в Турцию в отличие от трансгрузинского маршрута Баку — Тбилиси — Ахалкалаки — Карс — Эрзурум. А это, если подробней, — железнодорожный маршрут Эрзурум — Карс (Турция) — Гюмри — Арташат (Армения) — Нахичевань-Джульфа (Азербайджан) — Мегри (Армения) — Горадиз — Алят — Баку (Азербайджан). О важности именно этого маршрута для Азербайджана часто говорит Ильхам Алиев, что может оказать влияние на транспортную политику Турции в отношении Армении.

Так, 11 января с.г. в Москве глава Азербайджана заявил, что благодаря разблокированию региональных артерий «появится выход и на турецкий рынок, на турецкие и российские железные дороги, то есть открываются огромные перспективы для всего региона». Причем Ильхам Алиев косвенно дал понять, что транспортное разблокирование может дополниться армяно-турецким сегментом: «Я уверен, что рабочая группа, нами созданная (эксперты РФ, Азербайджана и Армении. — А.Ч.), будет эффективно работать, докладывать о реализации проектов. Там несколько проектов и я уверен, что всё это будет реализовано».

Напомним, что железнодорожный маршрут через Армению в Турцию существует с 1900 года! Причем в 1930-х и в 1960-х — 1980-х гг. в советско-турецком железнодорожном сообщении по тому же маршруту курсировали и пассажирские поезда...
Сегодня российский доступ к транзитной армяно-турецкой магистрали возможен через Азербайджан, далее через северную Армению или по «Закавказскому Транссибу», проходящему вдоль азербайджано- и армяно-турецкой границы.

Отметим, что именно эта магистраль значится среди первоочередных к разблокированию.

Очевидно, что комплексное урегулирование ситуации, в том числе логистической, не может не включать в себя и прекращение турецкой транспортной блокады Армении. Оно выгодно, наряду с Арменией и Азербайджаном, также России и Турции. Между ними восстановится традиционный железнодорожный маршрут. Это очень важный этап в контексте не только двусторонних российско-турецких взаимоотношений, но и нормализации общерегиональной обстановки. Но в данный момент, как говорится, мяч на турецкой стороне.

Алексей Чичкин, Столетие

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх